Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620144 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск обратная связь

English Version
Српска верзија

О монастыре
Храмы обители
Требы
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Монашеский путь
О постриге
О монашеском облачении
Поступление в монастырь
Беседы с монашествующими
Духовник обители
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефон для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151

Паломничество в Меркушино (размещение, питание): 8-902-87-46-002

ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ
О ЗДРАВИИ
И УПОКОЕНИИ


22.12.2023
Обновлены актуальные нужды социальной службы
02.12.2023
Изменено расписание богослужений в храме св. Александра Невского
26.11.2023
Появился устав трапезы в Рождественский пост
24.11.2023
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ "Самое удивительное чудо, или Как изменить мир"
Архив новостей


Книги издательства

Что читать православному христианину?

В ветхозаветное время в Иерусалиме была известна так называемая Овчая купель. К этой купели всегда спешили люди, так что пять крытых ходов, ведущих к ней, были переполнены народом. Почему же люди так стремились туда попасть? Потому что в эту купальню время от времени сходил Ангел Господень, и вода приобретала чудотворную силу. Всякий, кто омывался этой водой первым, исцелялся от всех своих недугов.

Наверное, нам всем хотелось бы погрузиться в эту купель. Когда на нас наваливаются скорби или наша душа мучается от того или иного душевного недуга, мы жаждем окунуться в некий цельбоносный источник и получить исцеление. Но у нас есть такой источник — это духовная литература. И нам не нужно ждать, когда вода в этом источнике станет целебной, как ждали прихода Ангела древние иудеи. Всякая действительно духовная книга, по свидетельству святителя Игнатия Брянчанинова, имеет помазание Духа Святого. И когда мы читаем такую книгу, то благодать действует на нашу душу, омывает ее от всего тяжелого, суетного, греховного, и мы чувствуем облегчение и освобождение.

Конечно, хороших православных книг сейчас очень много, поэтому сегодня я скажу лишь о нескольких, которые могут стать основой для вашей личной библиотеки.

Вначале я хочу рассказать об одном духовном писателе, без творений которого современному христианину, наверное, просто не обойтись. Но прежде чем назвать имя этого автора, я расскажу одну притчу.

Некий юноша, услышав о том, что в столице будет большой праздник, решил немедленно отправиться в путь. Он зашел к старцу, который был известен в селении своей мудростью и попросил указать дорогу. Старец указал, но предупредил: «Уже сумерки. Идущий в темноте не знает, куда идет. Отправляйся рано утром, когда встанет солнце». Юноша пренебрег советом. «Почему я не знаю, куда иду, когда ты сам показал мне путь?», — ответил он и быстро пошел по дороге. Шел он долго, уже стемнело. Вдруг дорогу ему перегородил черный великан с руками невероятной длины. Юноша в ужасе бросился бежать. Ему показалось, что великан остался далеко позади, и он остановился, чтобы отдышаться. Но тут кто-то схватил его за рубашку, и путник услышал над собой зловещее клокотание. В отчаянии он рванулся из цепких объятий и убежал, оставив рубашку в лапах чудовища. Он бежал долго, продираясь сквозь чащобу, и вдруг почувствовал, что ноги в чем-то утопают. «Болото!» — догадался юноша и повернул в сторону. Наконец он вышел на твердую дорогу. Идти стало легко, но путник так обессилел, что не мог продолжать путь. Он привалился к какому-то камню и крепко уснул. Когда он проснулся, над ним стоял мудрый старец. «Ты показал мне не ту дорогу! — с обидой сказал ему юноша. — Идя по твоей дороге, я чуть не погиб. Сначала меня хотел поймать великан, потом схватило какое-то чудовище, а в конце концов я чуть не утонул в болоте!» Мудрый старец покачал головой: «Не говорил ли я тебе, что идущий во тьме не знает, куда идет? Ужасный великан, который тебе повстречался, — это старое кряжистое дерево. Чудовище, которое хотело тебя растерзать, — куст терновника. И болото твое никакое не болото, а заросли мягкого мха». «Ну хорошо, — возразил юноша. — Но зачем было посылать меня по такой неудобной дороге? Хорошо еще, что я сам, без твоей подсказки, нашел правильный путь». «Нашел, говоришь? — усмехнулся старец. — Обернись-ка». Юноша обернулся. Они стояли почти на самом краю страшной пропасти.

Духовная жизнь человека также похожа на дорогу. И чтобы нам идти по этой дороге уверенно, надо, чтобы она была хорошо освещена. Таким светом, который позволяет нам воспринимать духовные явления правильно и не заплутать на пути, для современного христианина являются книги святителя Игнатия Брянчанинова.

Духовник нашего монастыря, отец Авраам, рассказывал, что его духовный отец, игумен Андрей (Машков), настоятельно советовал ему читать святителя Игнатия. Отец Авраам, тогда еще будучи новоначальным христианином, долго отказывался: ему казалось, что современные церковные писатели не могут сказать ничего нового по сравнению с древними святыми отцами. Но когда он все же прочел первую книгу святителя, то был просто потрясен. Он нашел там ответы на вопросы, которых ему не мог разрешить никто.

Сейчас всем своим духовным чадам отец Авраам советует начинать свое духовное образование именно со святителя Игнатия. Величайшая заслуга святителя в том, что он разъяснил творения древних святых отцов-аскетов применительно к нашему времени. Это очень важно. Нередки случаи того, как человек, увлекшись советами древних отцов пустынников, вставал на ложный путь — именно потому, что не был способен понять их правильно. Поэтому, как советует игумен Марк (Лозинский), для правильного понимания творений святых отцов нужно первоначально прочитать сочинения святителя Игнатия.

Какое значение имеют для нас книги святителя Игнатия, показывает рассказ одной инокини, нашей современницы, опубликованный в книге «Отец современного иночества». Я процитирую:

«Уже в пожилом возрасте, когда я пришла к вере, то задумалась: какому делу я должна прилежать в первую очередь, чтобы спастись. Стала молиться, чтобы Господь вразумил. Является мысль: нужно читать книги, написанные святыми людьми. Тогда я снова стала молиться, чтобы Господь открыл, какие именно книги нужно читать. Незадолго до этого одна из знакомых дала мне почитать письма святителя Игнатия Брянчанинова. И вот появляется желание прочитать именно эту книгу. Я взяла ее и читала всю ночь: настолько оказалось близко душе все, что было там написано. Это было накануне воскресного дня, и, собираясь пойти на раннюю Литургию, в 5 часов утра я решила немного отдохнуть. Чтобы не проспать, не легла, а задремала в кресле. И тут, не знаю, во сне или наяву, я увидела следующее:

Большая старинная толстая книга в кожаном переплете с застежками раскрылась передо мной. На чистых, глянцевой белизны листах книги появились чудной красоты драгоценности: золотые кольца, серьги с драгоценными камнями. Особенно привлекло мое внимание ажурной работы золотое яичко: внутри него было другое яичко, еще более чудное. Все эти драгоценности были удивительно сделаны, и я подумала, что никакая человеческая рука не могла их создать. Затем я задумалась о смысле видения и стала постепенно догадываться, что оно как-то связано с тем, что я читала в книгах святителя Игнатия. Тогда я спросила: Господи, таковы творения епископа Игнатия? И тут же как бы услышала в сердце ответ: Да, таковы его книги, читай – и спасешься!"»

Теперь я хотел бы сказать еще об одном известном аскетическом писателе, святителе Феофане Затворнике. Имя его говорит само за себя. Кто такой затворник? Это человек, который совершенно удалился от мира, чтобы заниматься только молитвой и очищением своей души. А очистив свою душу, подвижник получает умение видеть и души других, и помогать им советом. Многие из нас, наверное, хотели бы получить совет от святого старца, затворника. В письмах святителя можно найти ответ практически на любой вопрос — так они многочисленны и разнообразны. В затворе святитель Феофан не отказывал никому в духовном наставлении. Ежедневно он писал около сорока ответных писем. Если вы читали сборники этих писем, то, наверное, удивлялись простоте его слога. Но за этой простотой чувствуется мудрость духовно опытного человека.

Особенность книг святителя Феофана в том, что они понятны любому человеку. Несмотря на свою ученость, он говорит о духовной жизни просто и доходчиво, часто с неожиданными сравнениями и юмором. Например, он пишет своей духовной дочери, которая жалуется на сильную болезнь: «Господь близ нас, и Богоматерь, и небо с скорыми помощниками объемлет нас. А болеть все же болим и исхода не видим. Ужели это случайно? Ужели они не видят? И видя, ужели не состраждут, и готовы помочь, и все же оставляют нас томиться. Если они - вся любовь, то всё, конечно, допускают это не по неприязни. Если так, то что же это? То же, что бывает между пирогом жареным в печи и между хозяйкою. Дайте пирогу язык — что бы он заговорил хозяйке?! «Матушка! Засадила ты меня сюда, и жарюсь. Ни одной крупинки у меня не осталось не жаримой, все горит... И то беда, что исхода не вижу, и конца не чаю. Обращусь направо, обращусь налево, вперед, или назад, или к верху, отвсюду заперт, а жаром несет до нестерпимости. Что я тебе сделал? За что такая неприязнь?» и прочее, и прочее. Что бы ответила ему хозяйка? «Какая тут неприязнь?! Я, напротив, о тебе только и радею. Потерпи немного и увидишь, какой ты у меня выйдешь красавец! Не наглядеться! А какой аромат от тебя пойдет по всему дому — эко диво-дивное!» Так потерпи еще чуточку и увидишь отраду».

***

Мы, христиане, стараемся внимательно и благоговейно читать Священное Писание, в частности Евангелие. Но чтобы понимать его правильно и глубоко, нужно читать толкования святых отцов, прежде всего — блаженного Феофилакта Болгарского и святителя Иоанна Златоуста. Но сейчас я хотел бы подробнее остановиться на книге святителя Василия Кинешемского «Беседы на Евангелие от Марка».

Книга эта написана удивительным человеком. Святитель Василий (в миру Вениамин Сергеевич Преображенский) родился в городе Кинешме Костромской губернии в семье священника. Его увлекала педагогика, и он собирался стать учителем. Но Господь распорядился иначе. Однажды, приехав в гости к родителям в Кинешму, Вениамин уговорился с друзьями покататься на лодке по Волге. Уже далеко от берега лодка внезапно перевернулась. Вениамин взмолился, прося Господа сохранить ему жизнь, обещая посвятить себя служению Православной Церкви. В этот момент он увидел толстую длинную доску и, ухватившись за нее, выплыл.

Вскоре после этого он поступил псаломщиком в Вознесенский храм Кинешмы, через три года был рукоположен в священника и принял постриг с именем Василий. Всего через год после пострига он был хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. Проповеди епископа Василия привлекали в храм много людей, и это очень беспокоило власть. Началась двадцатилетняя череда арестов и ссылок, которая очень подорвала здоровье святителя. В последней ссылке с ним случился частичный паралич, ему стало трудно ходить. 13 августа 1945 года святитель почувствовал приближение смерти и попросил прочесть канон на исход души. Когда была прочтена последняя молитва, святитель твердым голосом произнес: «Аминь», — и тихо почил.

«Беседы на Евангелие от Марка» — это не только толкование евангельских стихов. Книга эта, по сути дела, учебник основ духовной жизни православного христианина. Хотя святитель и опирается на текст Евангелия, но часто выходит далеко за пределы очерченных евангелистом событий и как бы связывает их с кругом повседневных забот читателя. Свой труд святитель Василий писал в ту пору, когда русский народ скатывался в пучину атеизма, поэтому в книге он старается утвердить читателя в вере.

Язык книги богат, выразителен и удивительно благозвучен. Вот, например, один из фрагментов: «Я помню из времен далекого детства: на окне у нас стоял цветочный горшок, и в нем пышный душистый жасмин. Когда на нем появлялись первые бутоны, у нас часто не хватало терпения дождаться, когда они развернутся белыми, благоухающими цветами; и в нетерпении мы часто расковыривали бутон, освобождая нежные лепестки от зеленой покрышки, цветок развертывался, к нашему восторгу, нежный, ароматный, но увы! ненадолго. Обыкновенно к вечеру того же дня он съеживался, блёк и погибал, и уже ничто не могло оживить его. Так и в духовной жизни: искусственно форсировать ее — значит губить. На пятый этаж сразу не вскочишь: надорвешься! Надо идти по лестницам, ступенька за ступенькой, через все этажи, начиная с первого. Духовная жизнь, как цветок, требует постоянного внимания и длительного ухода; нужны настойчивость и непрерывная работа над собой».

***

Особое явление в духовной литературе — книги святителя Николая Сербского. Среди них «Беседы на Евангелие», «Мысли о добре и зле», «Толкование заповедей блаженств», «Сто слов о Божественной любви» и многое другое.

Я хотел бы отдельно остановиться на книге святителя Николая, которая, наверное, многим уже известна — на книге «Миссионерские письма». Трудно сравнить с чем-либо еще разнообразие адресатов и остроту вопросов, на которые даются ответы в этих письмах. С профессором и железнодорожником, с садовником и протестантским пастором, с верующим и сомневающимся, с бедным и богатым на равных говорит владыка, с равной любовью отзываясь на вопрошания дерзкие и смиренные, каждый раз находя необходимые, яркие, запоминающиеся слова. Кто только не обращается к святителю со своими вопросами, недоумениями и скорбями! Вот только несколько адресатов, которым отвечает владыка:
Сильно унывающей женщине
Чиновнику, считающему, что народ слишком много празднует
Машинисту, который сетует на скучную работу
Владельцу кофейни, которому пришлось выбирать между самоубийством и нищетой
Богомольцу, который терпит насмешки домашних
Человеку, ропщущему на неразумную жену

Всем святитель дает удивительно мудрые, тонкие и добрые советы. И хотя советы эти даны конкретным людям, но они, несомненно, подходят и всякому современному человеку.

***

Существует мнение, что в первую очередь нужно читать «строгую» литературу, например, аскетическую. А жития святых относятся к литературе легкой и потому не слишком «подвижнической». Конечно, это несправедливо. Жития святых также омывают и возвышают нашу душу, возжигают в нашем сердце ревность и заставляют подражать высокой жизни святых.

Сейчас издается очень много житий святых – как отдельных, так и сборников, начиная со всем известных житий свт. Димитрия Ростовского до различных новых сборников. Я же сегодня хотел бы поговорить лишь о нескольких книгах. Начну с шеститомного сборника, о котором многие уже, может быть, слышали. Это «Синаксарь», изданный Сретенским монастырем с подзаголовком «Жития святых, составленные на Святой Горе Афон». Их автор – иеромонах Макарий, который родился во Франции, но был настолько пленен православием, что даже принял постриг в афонском монастыре Симонопетра. Обладая широкой эрудицией и знанием нескольких языков, отец Макарий изучил и сравнил множество древних и современных источников и включил в свой сборник жития как известных древних святых Римской и Византийской империи – причем наиболее достоверные их версии, – так и святых, менее нам известных.

Это и те святые, что жили в Европе (во Франции, Англии, Бельгии, Испании и т.д.) до разделения церквей; и святые, которые пострадали во время турецкого владычества в Греции, Малой Азии, Александрии в 15-19 веках; и святые славянских Поместных Церквей – Сербской, Болгарской, Румынской. И конечно, в сборник включены жития русских святых, как древние, так и новомучеников 20 века. Видите, какой внушительный список. Можно с уверенностью сказать, что этот «Синаксарь» - самый полный в наше время сборник житий. Кроме того, он очень хорошо оформлен – видно, что люди издавали его с большой любовью. Тут и цветные иллюстрации, и карты, и небольшие рисунки. Все это помогает погрузиться в мир святых, почувствовать их близость. И конечно, сами жития, написанные очень ярко, с любовью к угодникам Божиим, показывают каждому, что святые – это не какие-то нереальные существа из потустороннего мира, а живые, близкие люди, которые нас слышат, любят и всегда готовы нам помочь.

***

Еще одна книга, о которой я хотел сказать, - митрополита Вениамина (Федченкова) «Всемирный светильник», которая повествует о жизни одного из самых почитаемых русских святых — преподобного Серафима Саровского.

Автор этой книги — удивительный человек, русский православный архиерей, прекрасный проповедник, замечательный духовный писатель, дипломат и монах-аскет. Всю свою жизнь он трудился для сохранения мира и единства Русской Православной Церкви, разорванной гражданской войной и потрясаемой различными расколами. Во время Второй мировой войны митрополит Алеутский и Северо-Американский Вениамин делал все возможное для помощи Советской Родине в ее войне против фашизма. Вдали от России владыка служил Богу и людям с мечтой вернуться в любимое Отечество. В 1948 году его мечта исполнилась. После десяти лет архиерейского служения в Латвии, Ростове-на-Дону и Саратове он ушел на покой, поселился в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, где и почил о Господе.

Митрополит Вениамин оставил после себя множество книг, которые любимы всем православным народом. Некоторые из его книг понравятся даже людям маловерующим. Например, книга «Божьи люди», в которой митрополит Вениамин рассказывает о русских людях, которые своей жизнью показывали всю правду и красоту православия. Он говорит в ней об архиереях и монахах, священниках и простых русских крестьянах. Краткие простые истории — но они проникают в душу, наполняют ее умилением. Можно посоветовать также книги «Небо на земле» — о Божественной литургии, «О вере, неверии и сомнении», «О конце мира», «Молитва Господня», «Письма о монашестве», «Два сорокоуста» и множество других.

О книге «Всемирный светильник» хочется сказать особо. Может быть, кому-то покажется, что ничего особенного в ней нет — ведь о преподобном Серафиме столько всего написано! Но на самом деле это жизнеописание особенное. Митрополит Вениамин близко общался с семьей Обуховых, которая очень почитала преподобного Серафима. Некоторые члены этой семьи имели даже счастье с ним общаться, и их рассказы об этом святом стали семейным преданием и бережно хранились. Поэтому в книге есть сведения, которых нет в других жизнеописаниях и которые дополняют портрет великого праведника и молитвенника русской земли. Книга написана очень живым, образным языком, с большой любовью к преподобному Серафиму.

Вот один из случаев, о которых рассказывает митрополит Вениамин. «Однажды в Саровскую обитель приехал архиерей. Он, кажется, не вполне верил в святость отца Серафима. А может быть, ему наговорили против него и недоброжелатели, которые, как мы видели, не всегда относились к отцу Серафиму с почтением. И потому архиерей приехал предубежденным против великого старца. Осмотрев монастырь, он пожелал видеть и знаменитого пустынника, о котором знала уже вся Русь. Его в это время не было в обители: он подвизался в пустыньке. Дело происходило зимою, или во всяком случае, позднею осенью, когда выпал уже снег.

Архиерей направился туда со свитой. Когда они подъехали к пустыньке, навстречу им вышел преподобный и поклонился в землю Владыке, прося благословения, а потом повел его в свое помещение. Свита же осталась снаружи. Не доверявший архиерей, между прочим, спросил батюшку, что вот про него говорят, будто он творил чудеса. А преподобный угодник ответил, что чудеса может творить только один Всемогущий Господь. Между тем, он стал хлопотать – чем бы угостить своего высокого гостя. Архиерей начал отказываться. А пока они говорили, в эти немногие минуты совершилось чудо! Святой Серафим направился в угол своей кельи и принес оттуда с живого куста совершенно свежей малины святителю. Пораженный этим, архиерей попросил прощения у батюшки за свое сомнение в нем и с великим удивлением уже не заметил куста: между тем, свежие ягоды были у него перед лицом. Испросивши святых молитв дивного старца, он, поддерживаемый опять под руки батюшкой, вышел молчаливый к свите своей; но, по увещанию угодника, никому не сказал о совершившемся на его глазах чуде, до самой смерти святого».

Теперь расскажу об еще одной замечательной книге - «Житии преподобного Амвросия Оптинского», написанном схиархимандритом Агапитом (Беловидовым).

Эта книга — лучшее жизнеописание старца Амвросия, составленное архимандритом Агапитом (Беловидовым) в 1900 году. Хотя преподобный Амвросий тогда еще не был канонизован, но когда читаешь житие, то видишь перед собой действительно святого человека. Над жизнеописанием преподобного Амвросия отец Агапит работал по соборному благословению оптинских старцев. Этот труд готовился как наиболее полный материал для грядущей канонизации святого, в которой тогда никто не сомневался. Жизнеописание старца Амвросия, написанное схиархимандритом Агапитом, по замечанию критиков, «отличается особой духовной ясностью, передает дух учения великого старца, сохраняет звуки его речи и его внешний облик, заставляя почитать его не только как мужа мудрого, но преисполненного любовью к грешникам, как святого».

Сейчас имя преподобного Амвросия известно и дорого каждому православному. О нем говорили, что он был «таким удивительным, светозарным явлением, в его образе было столько обаятельной силы, что достаточно было только увидеть его, чтобы испытать невыразимое счастье». Любить ближних так, чтобы желать им всякого счастья, благословляемого Богом, и стараться доставить им это счастье - было его жизнью. К нему приезжало множество самых разных людей, из разных концов страны, и для каждого отец Амвросий находил именно то слово, которое утешало и согревало страждущего.

Мелочей для отца Амвросия не существовало. Он знал, что все в жизни имеет свою цену и свои последствия. Не было ни одного вопроса, на который бы он не ответил с неизменным чувством добра и участия. Однажды остановила его работница, которая была нанята помещицей пасти индюшек. Индюшки у нее не жили, и барыня хотела ее расчесть. "Старец, — кричала она в слезах, — хоть ты помоги. Сил моих нет. Сама над ними не доедаю, пуще глаз берегу, а колеют они. Согнать меня барыня хочет. Пожалей, родимый". Присутствовавшие тут смеялись над ее глупостью: к старцу— и с таким делом? А старец ласково расспросил ее, как она их кормит, и дал совет, как их содержать иначе, благословил ее и простился. Тем же, которые смеялись над крестьянкой, он заметил, что в этих индюшках вся ее жизнь. Индюшки у работницы с тех пор колеть перестали.

Для всех был явен дар прозорливости, которым обладал преподобный Амвросий. Из жизнеописания старца можно привести такой удивительный пример:

«Иконостасный мастер из К. передавал следующее: «Незадолго до кончины отца Амвросия, года за два, заехал я в Оптину за деньгами. Иконостас мы там делали, и приходилось мне за эту работу от настоятеля получить довольно крупную сумму денег. Получил я деньги и перед отъездом зашел к старцу Амвросию благословиться на обратный путь. Домой ехать я торопился: на следующий день ко мне должны были приехать заказчики с большим заказом. Народу в этот день у старца, по обыкновению, была гибель. Отец Амвросий узнал, что я его дожидаюсь, и передал через своего келейника, чтобы я вечером зашел к нему чай пить.

Хоть и надо было мне торопиться, но честь и радость быть у старца были столь велики, что я остался до вечера. Приходит вечер, пошел я к старцу. Продержал меня батюшка довольно-таки долго, да и говорит: «Ну, ступай с Богом. Здесь ночуй, а завтра благословляю тебя идти к обедне, а от обедни чай пить заходи ко мне». «Как же это так?!» — думаю я. Да не посмел старцу перечить. Переночевал, был у обедни, пошел к старцу чай пить, а сам скорблю о своих заказчиках и все соображаю: авось, мол, успею хотя к вечеру попасть домой. Как бы не так! Отпили чай, старец и говорит: «Приходи сегодня ночевать ко мне». У меня даже ноги подкосились, а возражать не смею. Наутро я уже осмелел и думаю: уж сегодня-то уеду. Куда там! И рта мне не дал старец разинуть: «Ступай-ка, — говорит, — ко всенощной сегодня, а завтра к обедне». Что за притча такая! Тут я уже совсем заскорбел и, признаться, погрешил на старца: вот-те и прозорливец! Точно не знает, что у меня, по его милости, ушло теперь из рук выгодное дело. И до того был я на старца непокоен, что и передать не могу.

Наутро прихожу от обедни к старцу, а он мне: «Ну, теперь ступай с Богом! Да не забудь по времени Бога поблагодарить». Приехал я домой, и что бы вы думали? Я в ворота, а заказчики мои за мной: опоздали, против уговору, на трое суток приехать. Однако не тем еще все это кончилось. Года два после праведной кончины отца Амвросия заболевает у меня к смерти старший мастер. Я прихожу к нему, а он увидел меня, да как заплачет:

- Прости мой грех, хозяин! Я ведь тебя убить хотел…

- Что ты, Бог с тобой! Бредишь ты.

- Нет, верно, хотел. Помнишь, ты из Оптиной запоздал на трое суток приехать. Мы тебя с товарищами три ночи подряд под мостом караулили: деньги за иконостас хотели забрать. Не быть бы тебе в ту пору живым, да Господь, за чьи-то молитвы, отвел тебя от смерти без покаяния… Прости ты меня, окаянного, отпусти, Бога ради, с миром мою душеньку.

- Бог тебя прости, как я прощаю!

Тут мой больной захрипел, и кончаться начал. Царствие Небесное его душеньке. Велик был грех, да велико и покаяние!».

***

Отдельно нужно сказать о житиях новомучеников российских.

От первых времен в Церкви существуют повествования о жизни и деяниях святых подвижников и исповедников. Особенным почитанием всегда окружались имена мучеников и исповедников за Христа. Мучениками называются святые, убитые за исповедание христианской веры. Под исповедниками обычно понимают христиан, пострадавших за Христа от гонителей христианства. В деле распространения и утверждения христианства мученичество имело весьма важное значение. Твердость и непоколебимость страдальцев, которые мужественно шли на смерть за свою веру, так сильно действовали на окружающих, что нередко сами мучители обращались к христианству.

За двадцать веков жизни Церкви мученической кончины удостоились многие тысячи христиан. Но самый большой сонм мучеников и исповедников дала Россия в XX веке. Всех их Русская Православная Церковь величает как новомучеников и исповедников Российских. Число их огромно. Никогда еще в истории христианской Церкви не было такого жестокого и длительного гонения. Никогда еще богоборческая и антихристианская власть не совершала столь массовых злодеяний и столь явного излияния ненависти к Православию и Церкви Христовой. Из миллионов убитых многие миллионы и сотни тысяч умерли с верой, молитвой и покаянием на устах и в сердце. Сотни простых русских священников, дьяконов, мирян даже под пытками не предали своих близких, и, самое главное, не предали Бога. У многих из них была возможность сохранить себе жизнь: публично отречься от Христа или втайне согласиться на условия тюремщиков.

Но, к сожалению, нужно сказать, что мы мало знаем об этих людях и мало их почитаем. Много ли сегодня людей, которые молятся новомученикам, служат им молебны? Мало… А ведь новомученики учат нас мужеству, верности, вере… И читая жития новомучеников, мы не только открываем для себя новую Россию – ту, о которой нам не рассказывали в школе, но и видим, что учение Христа истинно и реально.

Самая известная серия книг о новомучениках российских — "Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия" игумена Дамаскина (Орловского). Жития эти основаны на использовании архивных источников и показаний очевидцев и дают поразительно ясную картину того, что на самом деле происходило в России того времени.

Говоря о житиях святых, я хотел бы упомянуть еще об одной книге. Она рассказывает не о канонизированном святом, а о человеке святой жизни наших дней. Это книга «Свет радости в мире печали». О ком она? О человеке, который 65 лет служил Господу во всех степенях священства – начиная от послушника, заканчивая митрополитом. О человеке, который около двадцати лет провел в тюрьмах, лагерях и ссылках. О человеке, который был одним из кандидатов на Патриарший престол после кончины Патриарха Алексия (Симанского). О человеке, который в любом месте, в любых обстоятельствах хранил в душе любовь, радость, бодрость – и всю жизнь был для окружающих светом радости в мире печали. Этот человек – митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов). Его любовь и радостное настроение поражали каждого, кто с ним общался. И в невыносимых условиях сталинских лагерей, и в казахстанской ссылке, и в архипастырском служении – всюду он находил возможность помогать людям – советовал, утешал, подбадривал, помогал материально. Вот как вспоминал о владыке Иосифе один из тех, кому пришлось находиться с ним в лагере:

«Осень 1936 года. В Котласе нас, этап заключенных, перегружают из забитых до отказа теплушек в трюмы огромных грузовых барж. В трюме нельзя протянуть ноги, сидим впритык друг к другу. И мечтаем только об одном: хотя бы на полчаса прилечь, вытянуть ноги, как-то расслабиться. Только небольшое пространство в трюме не затолкано до отказа: это место, где расположилось духовенство с большими сроками. Русские монахи и священники, католические пасторы, менонитский пастор и местечковые раввины, лютеранские пасторы и старичок мулла. И среди них стройный, худощавый, в аккуратно подштопанном подряснике и черной скуфейке епископ Иосиф (Чернов).

И вдруг владыка Иосиф подходит ко мне и сидящему впритык со мною профессору-геологу. Владыка Иосиф ведет нас к своей группе и предлагает часок-другой полежать, отдохнуть, а он, Владыка, и менонитский пастор посидят в это время: они, мол, уже належались вдосталь. И так же, после нас, были позваны еще и еще другие замученные вконец заключенные, а владыка Иосиф все сидел и сидел, и с ним вместе уступали место то раввин, то католический пастор, то старый мулла. Трудно тому, кто не испытывал прелестей советского этапирования заключенных, понять как следует, какое значение имел для нас этот двухчасовой отдых, эта возможность вытянуть ноги во всю длину тела.

По прибытии на Ухту мы расстались. Владыку Иосифа направили на строительство тракта, где он вскоре устроился поваром к начальнику строительства. И опять, стоило ему за чем-нибудь появиться в наших местах, он забегал к нам и всегда приносил что-нибудь со стола своего «хозяина»: то несколько сдобных булочек, то кусочек сала, то горстку сахара. И нам, вечно голодным, это было не только материальной поддержкой, но и какой-то весточкой из другого мира.

А Владыка, всегда веселый, жизнерадостный, приговаривал, частенько повторяя слова старца Амвросия Оптинского: «От ласки загораются глазки», - и хорошо улыбался.

Был он несомненно умен – русским умом, открытым, был по-хорошему простонародно остроумен и, главное, никогда не унывал. И соприкасающиеся с ним заражались русским радостным умом сердца».

В Казахстане, будучи уже пожилым и имея сан митрополита, он не имел келейника и сам служил всем, кто приходил к нему на прием или останавливался на ночлег. Если кто-то из духовенства приезжал в Алма-Ату, то безо всяких размышлений шел прямо к владыке Иосифу в любое время дня и ночи. И всегда владыка сам всех радушно принимал, устраивал на ночлег, угощал. Он шутил: «У меня трапезная имени 8 марта» - потому что готовил в ней чаще всего он сам. Вот одно из воспоминаний о владыке: «Меня поражало то, что после ссылок и лагерей у него было всегда радостное настроение! Обычно люди выходят из тюрьмы или возвращаются из горячих точек – с Афгана, из Чечни – озлобленные и раздраженные. Видно, что много тяжелого пришлось пережить. Но Владыка тоже много пережил – двадцать лет лагерей и ссылок! И в то же время он нес радостное настроение, как Господь сказал по воскресении Своем: «Радуйтеся!» И апостол Павел говорит: «Радуйтеся всегда о Господе! И паки реку: радуйтеся!» Эти слова апостола Павла Владыка явно воплощал в своей жизни. Он всегда радовался и этой радостью заражал тех, кто к нему приходил».

Христианство проповедуется не словом единым, но жизнью, глазами, ароматом святости. И расслышать, увидеть в жизни этого святого наших дней призыв и пример так необходимо для нас, не всегда имеющих в жизни такое счастье — встретить человека, для которого Евангелие — осуществимо.

Дорогие братья и сестры, я надеюсь, что книги, о которых мы сегодня беседовали, принесут вам духовную пользу и помогут вам найти ответы на важные жизненные вопросы. Пусть они напитают вашу душу и даруют вам духовную бодрость!



Calendar
  Апрель 2024   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30  

Устав трапезы
в Рождественский пост

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса



В жизни монастыря общежительного выражается идеальная форма человеческой жизни на Земле.
Архим.Софроний (Сахаров)







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
2202 2036 2625 7465 Татьяна Юрьевна С.
Просьба указывать,
на что перечисляется пожертвование:
"на требы";
"на социальный отдел"
и т.д.



Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb