Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620144 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск обратная связь

English Version
Српска верзија

О монастыре
Храмы обители
Требы
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Монашеский путь
О постриге
О монашеском облачении
Поступление в монастырь
Беседы с монашествующими
Духовник обители
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефон для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151

Паломничество в Меркушино (размещение, питание): 8-902-87-46-002

ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ
О ЗДРАВИИ
И УПОКОЕНИИ


22.12.2023
Обновлены актуальные нужды социальной службы
02.12.2023
Изменено расписание богослужений в храме св. Александра Невского
26.11.2023
Появился устав трапезы в Рождественский пост
24.11.2023
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ "Самое удивительное чудо, или Как изменить мир"
Архив новостей


Книги издательства

Наше табу — ни слова о недостатках ближнего

В «Добротолюбии» есть такой красивый образ: там говорится о некой триплетенной верви, которую сплетает Святая Троица, то есть Сам Триединый Бог. И человек может прикоснуться к этой божественной, сияющей верви, может даже ухватиться за неё, опоясаться ею и всегда носить её с собой. И тогда он будет крепко соединён с Богом и при этом защищён от всех врагов. Что же это за триплетенная вервь? Как говорят святые Каллист и Игнатий, это любовь, сплетённая со смирением и милостью. Это один из самых драгоценных даров, которые Бог подаёт человеку. И человек призван крепко держаться за эту золотую спасительную вервь — любовь, соединённую со смирением и милостью.

Нет ничего дороже любви. Любовь делает людей сильными, возвышает их над всеми трудностями, над самими собой. И никакие искушения никогда не смогут сломить их, пока они хранят любовь. Как говорят святые Каллист и Игнатий, любовь, сплетённая со смирением и милостью, – это непобедимое оружие против всех искушений. Вот как они пишут:

«Смирение, любовь и милосердие – сии три суть непобедимые оружия, кои даровала нам Святая Троица и на кои даже воззреть не может всё демонов полчище. Ибо в демонах и следа нет смирения. И где у них любовь или хоть тень милосердия? Облечёмся же в сии оружия, ибо носящий их вокруг себя неуловим для врагов».

Представьте: всё огромное воинство демонов отступает в бессилии, когда люди проявляют любовь друг ко другу, смирение и милость! Демоны даже смотреть на это не могут, а тем более ничего не могут сделать таким людям.

И мы можем каждый день созидать любовь между нами и нашими ближними, укреплять эту золотую вервь, соединяющую нас с Богом. Как мы можем это делать?

Прежде чем ответить на этот вопрос, я хочу, чтобы мы вместе подумали: за что мы любим своих ближних? Может быть, за то, что у них есть какие-либо достоинства, таланты? Или за то, что они по-доброму к нам относятся? Или мы просто к ним привыкли? Нет, всё это вещи второстепенные. Не за это мы любим ближних. Если каждый заглянет в глубину своего сердца, то увидит одну причину любви ко всем своим ближним. Об этой причине говорит святитель Иоанн Златоуст:

«Кто истинно любит, тот не разбирает ни рода, ни отечества, ни богатства, ни взаимной любви к себе, ни другого чего-либо подобного, но [каков бы ни был человек и как бы он себя ни вёл], любящий не перестаёт любить его, имея достаточную причину к любви – Христа. На Христа неуклонно взирая, он пребывает твёрд и неизменен в любви».

Причина любви в том, что мы чувствуем в человеке Христа. Мы не оцениваем, какое у него образование, какие способности, какие достоинства, какие недостатки. В каждом ближнем мы любим Христа, Который живёт в его душе.

И в этом для нас ответ, как мы можем ежедневно созидать и укреплять любовь, что именно мы призваны делать. Мы призваны каждому человеку помочь почувствовать, что он образ Божий, что в нем живёт Христос.

Образно говоря, мы призваны ежедневно выполнять работу иконописца. Когда мы смотрим на ближнего, говорим с ним – мы тем самым пишем в его душе некий образ. Что мы можем написать? Если, например, человеку то и дело говорить, что он чего-то не умеет, делает что-то не так, или неправильно себя ведёт, или что у него такая-то немощь – то какой образ напишется в его душе? Вероятнее всего, образ немощного, неумелого, странного человека. Но мы можем написать в душе ближнего совсем другой образ. Своей любовью, почтением мы можем постоянно напоминать ему, что он образ Божий. Тем, что мы не делаем ему замечаний, не говорим ему о его недостатках и немощах, мы чтим в нем Христа, и ближний обязательно это чувствует. И тогда он возвышается над самим собой, своими немощами. Он пребывает в мире, может молиться спокойно. И образ Божий начинает всё ярче сиять в его душе. У старца Эмилиана есть такое поучение:

«Мы никому не должны говорить об ошибке, которую совершил наш ближний, даже ему самому. Пусть об этом знает весь мир, мы не покажем ближнему, что знаем о его ошибке. Будем вести себя с ним просто и естественно, чтобы он чувствовал себя царём, радовался благородству человеческой природы».

Представьте, какая сила дана каждому из нас! Как много значит то, как мы общаемся с ближними! Мы можем возвысить человека, так что он будет чувствовать себя царём, чадом Божиим, будет помнить о Боге, стремиться к Нему. И наоборот, мы можем одним своим замечанием сделать так, что человек погрузится в уныние, будет думать о своих проблемах, недостатках. То есть будет заниматься чем-то земным, вместо того чтобы радоваться Богу.

И это не потому, что люди вокруг нас такие немощные. Ведь даже и со святыми бывало, что замечание причиняло им боль, и они на время теряли мир. Мне хочется рассказать вам один случай, который был с преподобным Порфирием Афонским. Вот как он сам о нём рассказывал:

«Когда я служил в поликлинике в Афинах, меня однажды попросили послужить молебен дома у одной болящей женщины, которая жила напротив поликлиники. После молебна женщина и её муж настойчиво стали предлагать мне поесть. Мне неловко было соглашаться, к тому же я человек очень простой, вырос в горах, не умею даже правильно держать ложку. И я стеснялся есть в их присутствии. Однако муж этой женщины стал настаивать:

— Батюшка, мы обидимся. Уважь нас. Вот и наша дочурка просит.

Тогда я принял предложение. Я прочитал молитву, благословил стол, и мы сели есть. Маленькая дочурка увидела, как я ем, и говорит родителям:

— Мам, он неправильно держит ложку.

А они:

— Молчи, молчи!

Через несколько минут опять:

— Он неправильно держит ложку.

Вы не представляете, что я, несчастный, испытал! Я посмотрел на них, как они держат ложки, и исправился. Потом мне положили ещё что-то, не знаю точно что, и я стал есть вилкой.

Малышка, увидев, как я держу вилку, аж подскочила:

— Мама, он неправильно держит вилку!

О, что я тогда вынес!»

Видите, как этот маленький случай задел сердце преподобного Порфирия. Он помнил о нём многие годы. А ведь в то время, когда это произошло, он уже был человеком святой жизни, имел дар прозорливости, был духовником. И всё же замечание его смутило.

И для нас одно из высших выражений любви – когда мы бережём ближних, не высказываем вслух оценок, как другой человек себя ведёт, что он делает, как он поёт или готовит, или работает; и даже не имеем мыслей об этом, самого желания исправить ближнего. Вот это подлинная любовь, которую другой человек всегда чувствует и которая его возвышает.

И точно так же человек чувствует, когда его не принимают таким, какой он есть, хотят исправить, и, например, обсуждают его за глаза. Мы можем думать, что этот человек нас не слышит и вообще мы ведь говорим о нем по-доброму, ничего страшного. А на самом деле человек всегда чувствует, что его осуждали, видит это по взгляду.

И через это теряется любовь, а значит, теряется и Христос. Бог не терпит ни малейшего уничижения ближнего, не может присутствовать там, где осуждение, упрёки, неприятие.

И неслучайно святые отцы говорят, что не упрекать и не обличать ближнего – это одна из самых великих добродетелей. В Древнем патерике рассказывается, как одного старца спросили: «Какая добродетель самая великая?» – и он ответил:

«Другой такой добродетели нет, как не уничижать ближнего».

Почему это такая великая добродетель? Потому что не уничижать ближнего – это значит не уничижать Христа в его душе. И тогда Христос пребывает возле нас.

Христианин призван делать всё для того, чтобы с ним пребывал Христос, чтобы всегда чувствовалось Его присутствие. И это происходит не только благодаря молитве, но и благодаря отношению к ближним, общению с ними. Когда мы принимаем ближних такими, какие они есть, трезвимся, чтобы не обращать внимания на мелочи, особенности их характера, недостатки, но стараемся увидеть, что в каждом из них живёт Христос, тогда мы подлинно непрестанно предстоим пред Господом.

И в этом великая красота христианской жизни. Постараемся сохранить её навсегда, чтобы с нею войти в вечность, как говорит старец Эмилиан:

«Не будем считать чем-то обыкновенным наше общение, эту нашу красоту, когда она объемлет нежно, истинно, искренне, с почтением и любовью всё наше бытие, вмещает в себя всех людей. Когда мы живём, отрицаясь от своего “я” и преклоняясь перед ближним, тогда у нас есть надежда, что Бог удостоит нас Своей славы».



Calendar
  Март 2024   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
  1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Устав трапезы
в Рождественский пост

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса


перейти к разделу
На Орлиных крыльях


Голос монаха в молитвенной кротости искренно да возносится к Богу из неподвижных уст.
прп. Ефрем Сирин







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
2202 2036 2625 7465 Татьяна Юрьевна С.
Просьба указывать,
на что перечисляется пожертвование:
"на требы";
"на социальный отдел"
и т.д.



Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb