Ново-Тихвинский женский монастырь: Cлужение

Как рождается монах

Монашество – всё в этом образе жизни удивительно и таинственно. Как юный человек с жаром и радостью отрекается от всего, что мог бы приобрести в миру, и выбирает неизведанную монашескую жизнь? Или, наоборот, как человек немолодой отрекается от всего, что уже приобрел, и начинает жизнь заново – в монашеском чине? Чем живут монахи, не имея всего того, чему обычно радуются люди? Что это за тайна – монашеская жизнь? Попробуем ответить на эти вопросы.

Ностальгия по Богу

Душа каждого человека, осознаёт он это или нет, жаждет Бога, стремится к надмирной Божественной красоте. «Что бы человек ни делал, – говорит старец Эмилиан (Вафидис), – во всем сокрыта его ностальгия по Богу». В глубинной памяти человека сохраняется ведение о Царстве Небесном, тоска по его подлинной родине. Поэтому земное никогда не может удовлетворить человека. Чем бы он ни обладал: всевозможными благами, славой, властью; сколько бы красоты он ни находил в музыке, произведениях искусства, природе, – он всегда будет чувствовать, что лишен чего-то главного, настоящего. Человек – образ Божий, его сердце глубоко, бездонно, поэтому ничто тварное не наполнит его. Наполнить его может только Бог.

И когда сердца человека коснется Божественная благодать – он понимает, что это и есть то, чего он искал, самая главная радость, истинная жизнь души. И порой эта радость бывает настолько сильной, что человек уже ничего больше не желает в этом мире. Так Господь безмолвно и таинственно призывает человека к монашеской жизни.

Одна юная девушка, Анна Себрякова (впоследствии игумения Арсения, прославленная в лике преподобных), спросила своего младшего брата:

- Как ты думаешь, что бы такое избрать целью своей жизни? Нужно ведь избрать что-нибудь высокое, прекрасное, вечное, но что?

- Вечное… – протянул мальчик. – Слава вечна, но как и где ее искать? Может, стать каким-нибудь великим полководцем, художником или писателем?

Слова брата не удовлетворили девушку, и она стала молиться Богу, чтобы Он указал ей тот идеал, которому она могла бы посвятить всю свою жизнь. «Постепенно мне открылось, – так после вспоминала она, – что высший, прекраснейший идеал в мире – Сам Господь Бог. Мне стало ясно, что в Боге – покой, счастье и вся жизнь. Желание искать Его, стремиться к Нему, служить Ему озарило всю мою душу, наполнило все существо неземной радостью. Я поняла, что только Он, мой Господь и Спаситель – вечен, совершен и беспределен».

В миру люди часто думают, что монахами становятся из-за какого-то несчастья. На самом деле, все наоборот: монахом человек становится только от большого счастья и никак иначе. Это счастье – быть с Богом.

Чем живут монахи

Вся монашеская жизнь пронизана общением с Богом: наши труды, наши отношения друг с другом. Например, когда мы исполняем послушание: шьем одежду или пишем иконы, или моем посуду, или подметаем двор – никто из нас не воспринимает это просто как работу. Мы трудимся не ради материальной, земной пользы – наши труды наполнены совсем иным содержанием, иным духом. Как говорил преподобный Иосиф Исихаст, в нашем труде – Бог. И даже просто держа в руках ткань или лист бумаги, мы можем чувствовать, что эта вещь наполнена Богом, – потому что она посвящена Богу, с её помощью мы служим Богу. Мы можем просто мыть посуду, а духом при этом быть в Боге и с Богом, и Бог в нас.

Господь присутствует с нами и во время нашего общения друг с другом. Когда мы общаемся, мы делаем это не как друзья или соседи. Именно Господь нас соединяет. В особенности, когда мы смиряемся перед кем-либо, мы можем особенно ярко переживать, что в каждой сестре живёт Христос, видеть духовным оком тонкое сияние, исходящее от каждого человека – образа Божия. Но даже и тогда, когда отношения между нами колеблются, мы сразу вспоминаем о Христе и начинаем просить Его о помощи. Так что и в наших размолвках Он тоже присутствует среди нас – как примиритель.

Господь присутствует во всей нашей жизни. Когда монах просто идёт по монастырю, что он видит? Царский чертог. И это не потому, что его монастырь красивый и ухоженный. А потому, что в монастыре незримо присутствует Царь Царей, Христос.

Даже когда мы согрешаем, и в этот момент мы ощущаем присутствие Христа. Наш стыд и горечь не говорят ли нам о том, что мы предстоим пред Богом и ощущаем Его перед собой? При этом мы можем помнить, что Христос, несмотря на наш грех, всё равно любит нас, склоняется над нами, как Самарянин над раненым путником.

Вся монашеская жизнь до мелочей пронизана светом присутствия Божия. И если бы кто-то спросил нас: что мы делаем в монастыре? – то самый верный ответ был бы такой: мы живём в присутствии Божием. Как цветок стоит под солнцем и расцветает от солнечного тепла и света, так и монах стоит пред Богом, и его душа раскрывается в общении с Ним.

Такие слова говорила матушка Домника на беседе с сестрами. Сестры часто собираются на беседу с матушкой и духовником, и эти собрания – одна из самых больших радостей в монашеской жизни: они наполнены духом единения и любви, ощущением присутствия Божия.

Не теряет ли монах себя, свою личность?

Этот вопрос часто волнует людей, которые размышляют о монашеской жизни. Человек, который уходит в монастырь, тем самым не зарывает ли в землю свои таланты? На этот вопрос матушка Домника отвечает так:

— Обычно всё происходит наоборот – в монастыре человек раскрывает в себе такие дарования, о которых даже и не подозревал. В обители он освобождается от всех внутренних уз, которые сковывали его, и становится настоящей личностью.

Конечно, главное дарование, которое человек в себе раскрывает, приходя в монастырь, – это способность к общению с Богом, восприятию Духа Святого. Все остальные дарования, на самом деле, второстепенны. Кто-то из святых отцов говорит: человек, который облачился в царскую порфиру, будет ли завидовать рубищу нищего? Духовная жизнь – это и есть царская порфира. И в монастыре каждый может облачиться в порфиру, почувствовать себя царским сыном. Это происходит, в первую очередь, благодаря богослужению и молитве. Одна наша сестра рассказывала, что когда она только что пришла в монастырь, как паломница, то первое, что ее поразило, – это службы. Она удивлялась: как много сестер, и все стоят, как один человек, – словно некая небесная рать, воинство Христово! В этом единстве она увидела такую красоту, такую силу, что ей захотелось тоже быть в этом небесном лике. Молитва дает сестрам чувство полноты жизни, правильный взгляд на всё, внутреннюю свободу.

Но даже если говорить о земном преуспеянии, то и в этом смысле человек в обители часто достигает большего, чем мог бы достичь в миру. Например, бывает так, что приходит сестра, которая не умеет даже кисточку держать, а через несколько лет становится прекрасным иконописцем. Действительно, в монастыре человек полностью раскрывается, потому что совершенно вверяется Богу. А Господь одевает его царской порфирой и украшает диадемой.

***
Хочу вернуть законный долг сонетам
И женскую прославить красоту,
Но только я Лауре предпочту
И Беатриче, в старину воспетым,

Петрарке, Данте, доннам и поэтам,
Облекшуюся в чёрную фату
И уневестившуюся Христу
Монахиню в стихотворенье этом,

Которая о внешности беспечность
И внутреннюю собранность хранит,
Осознавая жизни быстротечность,

Поэтому таинственно горит
Во взоре целомудренная вечность,
А сердце с Иисусом говорит.

Схиархимандрит Авраам


Беседы игумении Домники


Слово новопостриженным сестрам


Зачем уходят в монастырь?