Ново-Тихвинский женский монастырь: Человек, читающий творения святых отцов, уже имеет надежного цензора внутри себя

Игумения Домника: «Человек, читающий творения святых отцов, уже имеет надежного цензора внутри себя»

Монастыри в России всегда были центрами образованности и культуры. Здесь вели летописи, писали иконы, переписывали редкие книги, переводили с других языков… Наконец, при монастырях издавали книги, и, как правило, избранные творения святых отцов становились доступными для русского читателя именно благодаря монастырским издательствам. Сегодня вместе с возрождением монашеской жизни возрождается и традиция книгоиздательства при монастырях. Какие же книги считают необходимыми для русских людей современные монашествующие? Об этом – интервью с настоятельницей екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря игуменией Домникой.

- Матушка Домника, расскажите, пожалуйста, об истории создания издательства при Ново-Тихвинском женском монастыре.

- Издательство существует уже восемь лет. Оно было создано преимущественно для того, чтобы распространять среди монашествующих и мирян святоотеческое учение об Иисусовой молитве как о самом удобном пути спасения, причем не только теоретические сведения о ней, но и практические рекомендации.

- Сколько примерно книг вы выпустили за время существования издательства и преимущественно какой тематики: святоотеческая, миссионерская?

- Выпущено более полусотни книг. Это и сборники творений святых отцов, посвященные монашеской жизни, умному деланию, и жития святых, и молитвословы. Кроме того, издательство выпускает сборники проповедей и бесед духовника нашей обители схиигумена Авраама. Батюшка в очень доступной форме передает святоотеческое учение об умном делании, то есть о непрестанной Иисусовой молитве, хранении ума и тщательном, внешнем и внутреннем, исполнении заповедей Божиих.Мы сами чувствуем пользу от наставлений отца Авраама и видим, что и многим другим людям они полезны. Например, совсем недавно к нам пришла женщина и просила передать батюшке глубокую благодарность, потому что она вышла из состояния тяжелого уныния, прочитав одну из его книг.

- Какой средний тираж ваших изданий?

- Тираж изданий бывает в основном небольшим – от одной тысячи экземпляров до пяти-семи тысяч. Но некоторые из выпущенных нами книг выдержали несколько переизданий, и суммарный тираж их составил более десяти тысяч.

- Каким изданием вы гордитесь и почему?
 
- «Гордитесь», наверное, не совсем уместное слово для монастырского издательства. Скорее можно говорить об изданиях, выходу которых мы особенно радуемся.
Мы с любовью относимся ко всем выпущенным нами книгам. Каждая из них была издана с благословения духовника, в результате взвешенного решения, после долгой и тщательной работы.
Одну из первых книг под названием «Ключ разумения» — это сборник трудов святых отцов об  Иисусовой молитве — мы выпустили совместно с  Издательским Советом Русской Православной Церкви. Книга оказалась нужной и важной, мы получили много хороших отзывов.
Совсем недавно, к Пасхе 2009 года, вышла в свет книга «Трезвомыслие». Ее можно назвать учебником умного делания. Так же, как и в «Ключе разумения», в ней собраны творения русских святых отцов о молитве, о внутреннем трезвении как основе духовной жизни. Но в отличие от «Ключа разумения» это более полный сборник.  Авторы творений – преподобные Серафим Саровский, Нил Сорский, Зосима (Верховский), святитель Игнатий (Брянчанинов) и другие – писали на основе собственного глубокого опыта, они сами прошли по всем ступеням духовной жизни от первоначальных до самых возвышенных, и потому их советы бесценны. Может возникнуть впечатление, что книга адресована только монашествующим, поскольку все авторы ее — монахи. Однако и в жизни каждого мирянина, в том числе ведущего семейный образ жизни, есть место для аскезы, потому все христиане призваны к серьезной духовной жизни, к борьбе со своим «ветхим человеком». Хотя, как говорит свт.Игнатий (Брянчанинов), нужно сообразовывать чтение со своим образом жизни, т.е. подходить к чтению с рассуждением. Творения в сборнике расположены так, что последующие дополняют и углубляют понимание предшествующих. Из них становится понятно, чтό именно и в какое время мы должны исполнять. Ведь в освоении всякой науки (а духовная жизнь – это, конечно, наука) есть своя постепенность и последовательность.
Несколько лет мы работали над книгой «Евангельские поучения» - сборником воскресных и праздничных проповедей схиигумена Авраама. Отец Авраам учит воспринимать евангельский текст живо. Объясняя события Евангелия, притчи и поучения Христа, он обращает внимание на детали, которые обычно не замечаются, удачно сравнивает чувства современников Спасителя с теми переживаниями, которые есть и у нас. Очень важно, что батюшка говорит не отстраненно-поучительно, а живо и ясно показывает, как применять Евангельские заповеди в обычной, повседневной жизни. «Евангельские поучения» оказались востребованы как священнослужителями, так и мирянами.
Несколько выпущенных нами текстов впервые предстали перед широким читателем, например жития некоторых уральских подвижников или воспоминания о великой, но, к сожалению, пока малоизвестной русской подвижнице схиигумении Марии (Дохторовой), духовные дарования и подвиги которой напоминают нам подвиги и дарования древних святых.
Есть издания, которые были отмечены премией «Православная книга России». Одна из таких книг — Детский молитвослов, который выдержал уже три издания. Его особенностями является то, что он проиллюстрирован репродукциями византийских икон, а каждый раздел молитвослова предваряют небольшие статьи-беседы. Разговор с детьми о самых возвышенных предметах веры ведется в этих статьях образным, доступным малышам языком. В 2003 году Детский молитвослов был удостоен первой премии в номинации «Лучшая детская православная книга года».
Сборник «Посмертный путь души» получил первую премию в 2007 году. Он составлен духовником нашей обители и содержит широко известные и малоизвестные свидетельства о посмертном состоянии души. Эти свидетельства оставлены нам в назидание теми людьми, которые по милости Божией пережили откровение о смерти и впоследствии коренным образом изменили свою жизнь.

- Выпуск православной литературы сегодня коммерчески интересен издателям, как вы считаете? Или это сугубо просветительское дело?

- Думаю, и то и другое. Конечно, преимущественно второе. Однако некоторые издания представляют и коммерческий интерес: например, Библии, молитвословы, детская православная литература. Всегда пользуются спросом книги для новоначальных, рассказывающие об основах веры, о таинствах крещения, исповеди и причастия.

- Нужна ли цензура в православном книгоиздании?

- Да, мне кажется, цензура нужна. Сейчас издается много псевдоправославной литературы, написанной в действительности под влиянием оккультизма, неоязычества. Некоторые книги содержат различные исторические измышления, прославляют прельщенных людей и даже насаждают ереси. К сожалению, популярны книги с нетрезвым апокалиптическим настроем. В чем их основная ошибка? Православному христианину нужно помнить о своей собственной смерти, о Страшном Суде, на котором именно он будет судим. Из такого устроения рождается в сердце покаяние и желание исправить себя, а не панический страх. Еще одно увлечение, которое может быть несколько умерено цензурой – это фэнтази, развлекательная, легкая литература, которая не дает душе пищи, не отвечает на настоящие духовные вопросы. Важна и сама тональность книги: выражается ли в ней угроза, агрессия, навязываются радикальные действия или она написана в духе мира, Евангельской любви, проповедует покаяние. И, конечно, для читателя, который остерегается таких «книжных ловушек», нужен какой-то критерий, ориентир.

- Какой православной литературы, по вашему мнению, сегодня не хватает?

- Сейчас печатается очень много хороших книг, за это можно только благодарить Бога. Книги выходят по самым разным направлениям; очень радует, что появляются новые переводы. Мне кажется, не хватает книг, которые содержат критику ложных взглядов в современной православной среде и способны противостоять потоку псевдоправославной литературы. Очень важны книги, в которых даются практические духовные советы для современного человека, т.к. часто людям сложно извлечь то, что относится именно к ним, а у священников недостаточно времени, чтоб подробно это объяснить. Например, как бороться с конкретными страстями? Как правильно исполнить ту или иную заповедь? Как подготовить ребенка к исповеди и привить ему понимание греха? Недостаточно, на мой взгляд, хорошей детской и в особенности юношеской, подростковой литературы. Мало также доступных книг о различии между Православием и другими религиями.

- Над какими изданиями вы сейчас работаете?

- Скоро будет издан сборник проповедей схиигумена Авраама под названием «Апостольские поучения». Проповеди произнесены на апостольские зачала, читающиеся в храме, и основаны на сведенных воедино святоотеческих толкованиях. Когда читаешь эти проповеди, чувствуешь, как  исчезает стена времени между апостолами и нами, и понимаешь, что их послания обращены непосредственно к нам. Апостольское слово становится по-настоящему живым и действенным.
Заканчивается также работа над сборником бесед схиигумена Авраама с монашествующими под названием «Благая часть» и над книгой «Старчество на Урале». В последней книге рассказывается о традициях старчества, существовавших в нескольких уральских обителях. На их примере убедительно доказывается великое значение этого древнего монашеского делания, на основе которого может быть возрождено и современное русское монашество.

- Что бы вы хотели пожелать читателям портала «Православная книга»?

- Главное пожелание – духовная грамотность. У святителя Игнатия есть замечательные слова: «Усвой себе мысли и дух святых отцов чтением их писаний. Святые отцы достигли цели: спасения… Как единомысленный и единодушный святым отцам, ты спасешься». Читая святых отцов, питая свою душу их словами, вы почувствуете истинный вкус Православия, и это защитит вас от многих заблуждений. Мы только что говорили о цензуре в православном книгоиздании. Человек, начитанный в святых отцах, не нуждается, чтобы его ограждали от вредных книг, – он имеет надежного цензора внутри себя, он чувствует, каким духом написана та или иная книга.

«Православная книга»