|
Схиархимандрит Авраам (Рейдман) |
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Крест воздвигается, и все верные стекаются, крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество
Крест Господа нашего Иисуса Христа — величайшая святыня для всего христианского мира. Существует предание, что древо для Креста было взято из той самой купели, где раз в году возмущалась вода и входящие в нее исцелялись. Благодать посещала будущий Крест задолго до рождения в мир Христа, тем более воссияла она на нем после Его прославления.
Языческие власти чинили многократные гонения на христиан. На месте крестных страданий Спасителя появилось языческое капище, святыня была утеряна. Только через три столетия после Воскресения Христа Крест Его был вновь обретен верующими. Царица Елена, отправившись по просьбе своего сына императора Константина в Иерусалим, с трудом отыскала Гроб Господень, Голгофу и три креста на ней. Промыслом Божиим сила, способствовавшая прежде истреблению христиан, встала на их защиту. Сразу после обретения Креста произошло и первое чудо: чтобы узнать, какой из крестов принадлежал Спасителю, их поочередно возлагали на покойника. По возложении Креста Господня, мертвец ожил. Множество народа пришло поклониться святыне, но люди не могли даже подойти к ней, так их было много. Тогда патриарх поднял Крест, дабы все могли благоговейно созерцать его. В память об этих событиях установлен двунадесятый праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
Вспоминая обретение Животворящего Креста, мы вспоминаем и страдания Господа нашего на Голгофе. Этот день принято проводить в строгом посте.
Евангельское чтение
(Евангелие от Иоанна, 60 зачало, глава XIX, стихи 6-11, 13-20, 25-28, 30-35)
В то время первосвященники и старейшины имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти, и привели Его к Пилату и говорили: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.
Пилат, услышав это слово, больше убоялся. И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше.
Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.
При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жйно! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. После того Иисус, зная, что уже все совершилось, и, преклонив главу, предал дух. Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.
Из проповедей, сказанных в разные годы.
Крестным знамением совершались многие великие чудеса, я уже не говорю о том, что им совершается самое великое из Таинств – Евхаристия. Мария Египетская, осенив воду крестным знамением, перешла через Иордан. Крестным знамением святые отцы исцеляли больных и бесноватых, превращали змею в золото, как Спиридон Тримифунтский. Но вот самое главное чудо: крестное знамение, наложенное с верой, благодатью ограждает нас от власти сатанинской. Однако для этого нужно глубокое осознание того, чтό мы совершаем, в чем, собственно, и состоит истинная вера. Во время Литургии, перед преложением Святых Даров, мы вспоминаем Крест, гроб, трехдневное Воскресение и прочие события жизни Спасителя. Воспоминание о Кресте Господнем, которое соединено с твердой уверенностью в действительности того, что на нем произошло, с осознанием значения этих событий, – и является верой, придающей силу крестному знамению и нашему почитанию Креста.
Вся проповедь
Будем, братья и сестры, хотя бы в те дни, когда Православная Церковь вспоминает Крест Господень: в Крестопоклонную седмицу Великого поста, на Крестовоздвижение, в Страстные дни, – напоминать себе о том, что мы куплены дорогой ценой, что Господь наш Иисус Христос как Человек поистине совершил подвиг. Не станем легкомысленно и кощунственно себя оправдывать, что Христу было легко, потому что Он – Бог, а мы – люди и нам трудно. С нами Божественная благодать. Если мы будем молиться, когда нам трудно, то благодать нам поможет настолько, насколько не хватает наших сил, и еще больше. Мы сможем совершить то, что требует от нас Промысел Божий и что необходимо для нашего спасения. Не станем себя оправдывать, а будем молиться и, как сказано в апостольских посланиях, будем взирать на начальника, то есть положившего начало нашей вере, и подвигоположника, то есть положившего начало христианским подвигам, Господа Иисуса Христа (см. Евр. 12, 1–2). С такими мыслями будем совершать свой христианский путь, и Господь не лишит нас Своей помощи.
Вся проповедь
|