|
Схиархимандрит Авраам (Рейдман) |
Неделя по Рождестве
Евангельское чтение
(Евангелие от Матфея, 4 зачало, глава II, стихи 13-23)
Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.
Из проповедей, сказанных в разные годы.
Вот насколько поучительно сегодняшнее евангельское повествование. Можно было бы бесконечно рассуждать о Рождестве Спасителя, вникая в различные его подробности, потому что для верующего человека рассуждение об этом событии весьма приятно, умилительно и поучительно. Но нельзя в одной проповеди охватить всю глубину этого необыкновенного, великого события Рождества Христова. А значение его непостижимо не только для человеческого разума, но и для святых Ангелов. Потому с благоговением и верой взирая на то, что нам рассказывают евангелисты о Рождестве Христовом, исполнимся этой верой и сохраним ее, удержим благодать, дающую нам возможность и силу взирать на это событие так, будто бы мы являемся живыми его свидетелями, подобно ученым вавилонским мудрецам и простым пастухам. Примем все евангельское повествование с верой и поклонимся мысленно Господу Иисусу Христу, моля Его, чтобы вера помогла нам пройти жизненный путь и с надеждой на спасение перейти в жизнь вечную.
Вся проповедь
Господь не только сказал: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11, 29), но и Сам показал пример кротости и смирения. Будучи младенцем, Он бежал от преследования, внушив, как Всемогущий Бог, через Ангела Иосифу, что нужно предпринять. В младенчестве и отрочестве Он скрывал Свои Божественные свойства и жил как обыкновенный человек, обыкновенный отрок, обыкновенный юноша – до тех пор, пока не возмужал и не выступил на Свое служение. Подчас смирение выражается в том, чтобы человек ничем не выделялся среди прочих, был таким же, как и все, за исключением дел благочестия. Если наше благочестие может пострадать, тогда нужно иметь дерзновение отличаться от других людей. В противном случае необходимо смиряться: выглядеть как все, вести себя как все, придерживаться тех обычаев, которых придерживаются все люди в наше время. Но внутренне мы не должны быть похожими на них, но должны питать свою душу учением Христовым, учением Евангельским. Таким образом мы будем подражать Господу Иисусу Христу: жизнью как внутренней, тайной, духовной, так и внешней, – поскольку и Он был подобен всем для того, чтобы всех приобрести, по слову апостола Павла (см. 1 Кор. 9, 19–22).
Вся проповедь
|