Приезд Чимеевской иконы
|
Чимеевская икона |
В минувшую субботу, спустя шесть лет после своего последнего пребывания в пределах нашей епархии, в Екатеринбург из Курганской области была доставлена чудотворная Чимеевская икона Пресвятой Богородицы. Обычно для поклонения таким святыням сестры сами ездят в те храмы города, где они пребывают. Но в этот раз Сама Владычица посетила нас.
Икона прибыла в монастырь около 8 часов вечера, а с утра, к Литургии, она уже должна была вернуться в Троицкий кафедральный собор. Поэтому в скиту была отслужена ночная Литургия.
Чимеевская чудотворная икона Божией Матери (XVII в.), по свидетельству очевидцев, приплыла по реке Нияп (приток Тобола) и пристала к берегу, где была построена первая церковь. Это одно из традиционных явлений чудотворных икон на воде, означающих их специальное Божие дарование. В это же время начинается особое почитание и поклонение Божией Матери, явившей свою икону в местах раскольнических для утверждения здесь православия.
Икона - 108 см в длину и 89 см в ширину. Написана на трех досках, скрепленных сквозными шпонками. Учитывая существование в Тобольске, некогда духовном центре Сибири, сказаний о чудоявлении образа Казанской Богоматери, а также иконографические и стилистические особенности, можно уверенно указать на сибирское происхождение иконы. В середине XVIII века, предположительном времени ее создания, в Тобольске действовало несколько иконописных мастерских высокого уровня, их работы имеют немало сходства с Чимеевской иконой. Если считать это предположение верным, тогда икона приплыла по Тоболу в Нияп против течения. Из разных городов Урала и Сибири, пешком и на лошадях, стали стекаться сюда паломники, представители всех сословий. Особыми почитателями чудотворной иконы были митрополиты, архиепископы и епископы Тобольские.
|
Сестры у иконы |
5 ноября 1770 г. от топящейся печи церковь сгорела. Огонь полностью уничтожил иконостас, церковную утварь. После пожара люди нашли на пепелище абсолютно невредимую икону Божией Матери. Это было второе чудоявление как знак особой милости Божией. Поклонение Божией Матери и Ее чудотворной иконе продолжался в новой церкви. Икону покрыли серебряной ризой, золотыми нимбами и драгоценными камнями.
Грозное знамение являла чудотворная икона в годы революции и большевистского режима. Никто из комсомольцев, сбрасывавших колокола с храма в 20-е годы, не дожил до войны - все погибли страшной, безвременной и позорной смертью. В 1937 году священника арестовали, церковь закрыли. Но паломничество продолжалось, люди молились у закрытых врат и не оставались без благодатной помощи.
В 1943 г. местная власть решила переоборудовать храм под зернохранилище. Все иконы и утварь были варварски заброшены в алтарь, и только чудотворную икону Божией Матери не смогли даже сдвинуть с места. Председатель совета, руководивший работами, ругался матом, возносил хулы на Бога и на его Пречистую Матерь. Уходя, начальник хлопнул дверью и пригрозил наутро разрубить икону топором. Ночью у него открылось сильное кровотечение, и через несколько дней он умер.
Зерносклад находился в храме до 1947 года. Сама церковь и все, что в ней находилось, подверглось сильным перепадам температуры, сырости, воздействию "горящего" зерна. Полы - просмоленные плахи толщиной 10-15 см - полностью сгнили, а резной золоченый иконостас очень тонкой работы сохранился почти без потерь. Только благодатный покров Самой Царицы Небесной сохранил в годы лихолетья и этот деревянный храм, и все святыни в нем от грабежа и разрушений. В 1947 г. служба в храме была возобновлена и чудотворная икона Божией Матери вновь воссияла множеством чудес и исцелений.
И сейчас ни один человек после посещения чудотворной иконы не уходит от нее без благодатной помощи. Но вспомним притчу о десяти прокаженных. Лишь один из них вернулся поблагодарить Бога. Так же и к Чимеевской иконе Божией Матери, может быть, один из ста приезжает поблагодарить за помощь, и тогда становится известно о тех чудесах, которые она явила.
Чимеевская икона Божией Матери по типу написания относится к казанским иконам, а те, в свою очередь, - к иконографическому типу Богородичных икон Одигитрии (греч. - Путеводительница) с благословляющим Богомладенцем. В России она получила свое название по месту чудесного обретения в Казани 8 июля (по ст. стилю) 1579 г. Поэтому престольные праздники храма в честь Чимеевской чудотворной иконы Божией Матери совершаются 8/21 июля, 22 октября/4 ноября по новому стилю.
Читайте также: - http://orthodox.etel.ru/2004/39/18chernig.htm
23.10.2004
|