Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620144 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск обратная связь

English Version
Српска верзија

О монастыре
Храмы обители
Требы
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Монашеский путь
Духовник обители
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефон для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151

Паломничество в Меркушино (размещение, питание): 8-902-87-46-002

ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ
О ЗДРАВИИ
И УПОКОЕНИИ


22.12.2023
Обновлены актуальные нужды социальной службы
02.12.2023
Изменено расписание богослужений в храме св. Александра Невского
26.11.2023
Появился устав трапезы в Рождественский пост
24.11.2023
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ "Самое удивительное чудо, или Как изменить мир"
Архив новостей


Книги издательства

О биле

Хвалите Бога… во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех; хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе; хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания. Всякое дыхание да хвалит Господа!

Пс. 150



И вновь на молитву… На богослужения сестры собираются по первому удару в деревянное било
И вновь на молитву… На богослужения сестры собираются по первому удару в деревянное било

Звонко-звонко разносится по всему Свято-Игнатьевскому скиту и далеко за его пределами деревянный перестук. «Что это такое?!» – недоумевали поначалу только что прибывшие в скит и еще не успевшие освоиться паломники. «Происходит постройка нового дома? Но почему так ритмично и бесперебойно работают мастера?!» …А между тем, стук явно приближается, вот он все ближе-ближе… Да это же вовсе не молотки умелых мастеров! Это – самое настоящее било! Одна из сестер быстро ударяет небольшой колотушкой по длинной узкой резной доске, которая и называется билом! Что же это, нововведение? Как оно могло появиться?

Монах, клеплющий в ручное било. Греция. Метеора. Монастырь св. Варлаама
Монах, клеплющий в ручное било. Греция. Метеора. Монастырь св. Варлаама

Сейчас мало кто знает, что в действительности било употреблялось христианами с самых первых веков по Рождестве Христовом, причем преимущественно – в монастырях. Об использовании бил упоминается во многих древних рукописных источниках. Например, в житии прп. Феодосия Киновиарха, написанном еп. Петрийским Феодором, в «Луге духовном» блж. Иоанна Мосха (VI – нач.VII в.), в полных Типиконах XI–XII вв. и в сочинениях Патриарха Антиохийского Феодора IV Вальсамона (XII в.). По свидетельству автора книги «История колоколов и колокололитейное искусство» Н.И. Оловянишникова, била и клепала применялись почти на всем Востоке: на Афоне, на Синае, в Иерусалиме, в некоторых церквях Константинополя, в Болгарии и отчасти в Сербии.

Было широко распространено использование била и в России, куда оно перешло из Византии. Об употреблении его говорится во многих местах летописных сказаний XI–XIV вв., а из переписных книг Новгородской области XVI столетия становится очевидным, что в то время колокола еще почти не использовались: в монастырях и приходских церквях имелись лишь била и клепала. Да и повсеместно в России колокола не скоро вытеснили древние била, кое-где они употреблялись вплоть до самого последнего времени.

Металлическое било (клепало) в виде «ангеловых крыл». Колокольня Ксиропотамского монастыря на Афоне. 2002 г.
Металлическое било (клепало) в виде «ангеловых крыл». Колокольня Ксиропотамского монастыря на Афоне. 2002 г

Издавна святые отцы придавали билу очень высокое символическое значение. Так, в «Сказаниях о Церкви» свят. Германа Константинопольского говорится, что било есть «образ гвоздей, которыми были прободены руки и ноги Господа, что отозвалось во всех концах вселенной». Святитель Софроний, патриарх Иерусалимский, уподоблял его «трубам ангельским, в которые вострубят ангелы в последний день, и звуком их возбудят все народы». Патриарх Феодор Вальсамон считал, что «ударение в железное или медное било выражает нам образ будущего суда и знаменует ту ангельскую трубу, которая имеет созвать всех из гробов к суду общему», в то время как великое ударение (в деревянное било) было изобретено «для благовестия Божественного Евангелия и для чтения прочих священных книг». Святитель Симеон, архиеп. Фессалоникийский, в одном из своих произведений так описывает созыв братии к полунощнице: «В полночь или немного спустя, когда ударят в било, во образ последней ангельской трубы, встают все от сна, как от смерти». О биле в высокой стихотворной форме писал архиеп. Имбросский Афанасий, а армянский поэт Григор Нарекаци (рубеж X – XI вв.) в своих стихах воспевает его как «новое орудие музыкальное» [то есть стоящее как бы над гуслями, цитрами и кимвалами] и говорит, что это есть «свирель новая, иного вида, / Принятая нами вместо старой, что не пустозвонит по-язычески / И не звучит суетно-грубо по-иудейски».

Било большое (великое) деревянное. Слева – металлическое било (клепало). Лавра  прп. Афанасия на Афоне. 2002 г
Било большое (великое) деревянное. Слева – металлическое било (клепало). Лавра прп. Афанасия на Афоне. 2002 г

Существуют разные виды бил: деревянные, металлические и каменные. Деревянные изготавливаются лишь из твердых пород дерева: на Афоне и в Константинополе – из каштана, в странах Восточной Европы – из клена, ясеня и березы. Металлические била делаются из железа, меди, чугуна и колокольной бронзы. Иногда к деревянному билу прикрепляются металлические пружины, которые при ударе и сотрясении издают дополнительный звон. Каменные била встречаются, конечно, реже. До сих пор они используются только в монастырях Сирии и Эфиопии, а в России упоминания о них имеются лишь в документах XV века (такое било, например, было в Соловецком монастыре во времена игуменства там прп. Зосимы).

По размеру била подразделяются на два типа: большое – «великое» и малое – «бильце». Большое било делается из длинной доски или бруса прямой либо дугообразной формы и подвешивается горизонтально (реже – вертикально) у входа в храм или вблизи него, в бильнице. Ударять в него могут два человека четырьмя молотками. Малое било делается или в форме коромысла (тогда один из его концов кладется на плечо), или в виде короткого двухлопастного весла (в таком случае его держат в левой руке за «талию»). Ударяют в него молотком, который тоже может иметь самую разнообразную форму. Держат било строго горизонтально – таким образом, чтобы при взгляде на клеплющего вспоминался крест.

Молоточки, используемые для бил в афонских и метеорских монастырях
Молоточки, используемые для бил в афонских и метеорских монастырях

Традиционным критерием для классификации бил является также характер их звучания – «ударение». Различают Великое ударение (в большое деревянное било), Малое (в бильце) и Медное или железное ударение (в металлическое било, причем ударяют металлическим же молотком или крупными гвоздями). Использование била в ходе богослужения регулируется в целом Богослужебным Уставом – Типиконом, но отдельные указания содержатся также в Постной и Цветной Триодях. В современном афонском Уставе предписывается использование нескольких видов бил: деревянного ручного, больших деревянных и железных будничных и праздничных. Применение их строго регламентировано. Вот как, например, описывается афонский звон в книге «Письма святогорца к друзьям своим о святой Горе Афонской»: «Часа за два до заката солнышка начался бой в деревянную доску к наступающему всенощному бдению; довольно долго разносились по отдаленным частям внутреннего расположения Лавры слабые звуки призывной токи и замирали за обителью, на первых соседних холмах. Деревянный бой через полчаса сменился металлическим: несколько времени ударяли в чугунную доску и, наконец, отозвалась на пустынных высотах шумная игра нескольких колоколов».

Крестный ход в скиту. Храмовый праздник в честь свт. Иоанна Тобольского
Крестный ход в скиту. Храмовый праздник в честь свт. Иоанна Тобольского

Конечно, в нашей обители все гораздо скромнее. Клепанием в ручное деревянное «бильце» сестры только созываются на богослужения, трапезы, беседы с духовником, а во время богослужений слышен привычный для всех звон в небольшой колокол. Но не так давно, в день храмового праздника в честь святителя Иоанна Тобольского, в первый раз звон и клепание в било гармонично слились: под звонкие ритмичные удары в било вокруг корпусов скита был совершен торжественный крестный ход.

А начинается и заканчивается клепание всегда тремя размеренными ударами, установленными в честь и славу Пресвятой Троицы, чем показывается, что всякое наше действие нуждается в освящении, исходящем от Отца и Сына и Святого Духа.


07.11.2005



Calendar
  Апрель 2024   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30  

Устав трапезы
в Рождественский пост

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса

11.07.2023
Праздничная перекличка: «Пресвятая Богородице, спаси нас!»

28.08.2022
События солнечного августа

10.07.2022
Птенцы Пресвятой Богородицы.

13.06.2022
Верные навсегда.


перейти к разделу
Любовь землю делает раем


Блаженны и трижды блаженны вы, монашествующие, будучи самыми ценными [чадами] для Бога! Кто сможет достойно воздать хвалу вашему образу жизни?
св.Серапион Тмуитский







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
2202 2036 2625 7465 Татьяна Юрьевна С.
Просьба указывать,
на что перечисляется пожертвование:
"на требы";
"на социальный отдел"
и т.д.



Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb