Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620144 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск обратная связь

English Version
Српска верзија

О монастыре
Храмы обители
Требы
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Монашеский путь
Духовник обители
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефон для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151

Паломничество в Меркушино (размещение, питание): 8-902-87-46-002

ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ
О ЗДРАВИИ
И УПОКОЕНИИ


22.12.2023
Обновлены актуальные нужды социальной службы
02.12.2023
Изменено расписание богослужений в храме св. Александра Невского
26.11.2023
Появился устав трапезы в Рождественский пост
24.11.2023
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ "Самое удивительное чудо, или Как изменить мир"
Архив новостей


Книги издательства

О литургии ап.Иакова



Икона св.ап. Иакова.Вышивка
Икона св.ап. Иакова. Вышивка

Ежегодно, в ближайший после праздника Рождества Христова воскресный день, Православная Церковь совершает память святых Богоотец: праведного Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня по плоти, первого архиепископа Иерусалимской Церкви. В этом году, в день его памяти, в храме Свято-Игнатьевского скита нашего монастыря была отслужена литургия, автором которой Церковное Предание единодушно называет апостола Иакова.

Иаков, брат Господень, сын праведного Иосифа Обручника от первой, оставившей его вдовцом, жены, стал верным последователем Господа Иисуса Христа и обратил многих иудеев к вере Христовой. Он так высоко чтился в среде апостолов, что был председателем на Иерусалимском апостольском Соборе, и его слово на нем, по свидетельству Священного Писания, оказалось решающим (см. Деян. 15, 13–21). Соборное послание апостола Иакова открывает собой все апостольские послания в Новом Завете. «С великою радостью принимайте, братия мои, – слышим мы до сегодняшнего дня его голос, – когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение» (Иак. 1, 2–3). Проповедь святого Иакова в Иерусалиме имела столь великий успех, что враги Христовы решили положить ей конец: апостол был сброшен с крыши Иерусалимского храма, но умер не сразу: израненный, он смог приподняться и вознести Господу молитву за своих убийц, которые добивали его камнями. Память апостола-мученика до сегодняшнего дня свято почитается в Иерусалимской Церкви.

Перед чтением Евангелия
Перед чтением Евангелия

В первые годы христианства литургия совершалась не по устоявшемуся образцу, а была плодом молитвенного горения предстоятеля, который по выражению святого Иустина, возносил молитвы и благодарения «так долго, как мог» и «сколько позволяло время». Благодатных сил у первохристиан было в избытке, и литургия продолжалась многие часы. В Деяниях апостолов мы читаем: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2, 42). Постепенно обретенный опыт – последование молитв и священных действий – закреплялся и складывался в устойчивый чин богослужения. Таким образом сложились чинопоследования литургий, носящих имена апостолов: например, литургия апостола Иакова, апостола Марка, антиохийская литургия 12-ти апостолов и др.

Литургия апостола Иакова, дошедшая до нас в нескольких редакциях, которые, конечно, имеют различные поздние вставки, продолжает свою церковную жизнь: вплоть до недавних времен она ежегодно совершалась в Иерусалимской и в Александрийской Церквах. Она знакома верующим Русской Зарубежной Церкви. В 1970 году служение этой литургии, благодаря усердию митрополита Никодима (Ротова), было возобновлено в стенах Ленинградской Духовной академии и совершалось на протяжении долгого времени в день памяти св.апостола Иакова.

В Екатеринбурге первым начал совершать литургию апостола Иакова в день его памяти архиепископ Мелхиседек (Лебедев) (на кафедре с 1984 по 1994 гг.). С 2001 года в храме Кирилла и Мефодия при Духовной семинарии, по благословению правящего архиерея и ректора семинарии, Владыки Викентия, традиция совершения этой древней литургии была продолжена. Безусловно, совершение этой литургии имеет и просветительское значение, но одновременно это дань памяти тем, кто стоял у истоков христианского богослужения, это живая связь с ними. Поэтому сестры монастыря пригласили иеромонаха Аркадия, проректора по воспитательной работе Екатеринбургской Духовной семинарии и преподавателя литургики, отслужить такую литургию в скиту.

Впечатление у сестер осталось очень благоприятное. Многое в литургии показалось удивительным, например, обращение диакона при произнесении ектений не к алтарю, а к молящимся, чтение книг не только Нового, но и Ветхого Завета, незнакомые молитвы, непривычное звучание известных молитв и ектений: «Гори будем иметь ум и сердца» или «Паки и паки, и непрестанно Господу помолимся». Это богослужение, сохранившее структуру древних литургий, несколько отличается от чинопоследований поздних литургий Византийского типа, к каким относятся привычные для нас литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. В литургии апостола Иакова отсутствует триада антифонов. Сразу после Мирной ектеньи поется гимн «Единородный Сыне», в это время священнослужители выносят на середину храма книги Священного Писания – Библию, Евангелие и Апостол. Затем совершается Малый вход, которым, по существу, и открывается служение самой литургии и который, по слову св. Максима Исповедника, есть образ нашего вхождения в Небесное Царство. Это свидетельствует о древности чинопоследования литургии, называемой литургией апостола Иакова, потому что в первые века литургия начиналась с Малого входа, что отчасти сохранилось и до настоящего времени в архиерейском богослужении. Архиерей начинает участвовать в литургии, произносить возгласы именно с этого момента.

В литургии апостола Иакова чтение Священного Писания – ветхозаветные паремии, зачало из Евангелия, проповедь и Апостольское послание – совершается в центре храма. Вместо обычного песнопения «Иже Херувимы» на Великом входе поется «Да молчит всякая плоть». Особенным для данной литургии также является причащение молящихся отдельно Телом и отдельно Кровью Христовыми. Такой порядок был характерен и для византийских литургий святых Василия Великого и Иоанна Златоустого вплоть до VIII века, о чем свидетельствует 101 правило Трулльского собора.

Выразительность молитвословий литургии апостола Иакова воскрешает живую веру первых христиан. Например, первый возглас, открывающий литургию, звучит так:

Предстоятель: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, троичному и единичному свету Божества, сущего во Троице единичне и разделяемого нераздельне. Егоже славу небеса поведают, земля же Eго владычество и море Его державу, и всякая чувственная и умная тварь Его величество выну проповедает. Яко Тому подобает всякая слава, честь, держава и великолепие, ныне и присно и во веки веков.
Народ: Аминь.

Литургия ангелов. Фрагмент вышивки
Литургия ангелов. Фрагмент вышивки

А так звучит «молитва на кадильницу»:

Предстоятель: Боже, приемый Авелевы дары, Ноеву и Авраамову жертву, Аароново и Захарьино кадило, приими и от рук нас грешных кадило сие в воню благоухания и во оставление грехов наших и всех людей Твоих. Яко благословен еси, и подобает Тебе слава, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Сослужащие: Аминь.

Приведем и некоторые возгласы из ходатайственной части анафоры.

Предстоятель: В первых помяни, Господи Боже наш, преподобнаго Отца нашего Святейшего Патриарха АЛЕКСИЯ, старость ему честную подаждь, многолетна его сохрани, пасуща люди Твоя во всяком благочестии и чистоте.
Народ: Помяни, Господи, Боже наш. (после каждого прошения)

Помяни, Господи, иже в девстве и благоговении и постничестве пребывающия, и иже в горах и в пещерах и пропастех земных подвизаюшихся всех преподобных, отец и братий наших, иже по различным местом, православныя собранныя, и иже зде собрание наше.

Помяни, Господи, и ихже помянухом, православныя: воздаждь им вместо земных небесныя, вместо тленных нетленная, вместо временных вечная, по обетованию Христа Твоего, понеже живота и смерти область имаши.

Время, кажется, обращается вспять, и воззвания на литургии к святым отцам древней Церкви, почти современникам этой литургии, оживляет ощущение близости к ним, единства с ними в Боге: «Не яко убо мы достойни есмы поминати их блаженство, но яко предстоящих страшному и трепетному престолу Твоему молящихся о нашем окаянстве».
Литургия ангелов. Фрагмент вышивки
Литургия ангелов. Фрагмент вышивки

После причащения и перенесения св.Даров с Престола на Жертвенник диакон возглашает: Слава Тебе, слава Тебе, слава Тебе, Царю Христе, единородне Сыне Отчий, яко удостоил еси нас, грешных и недостойных раб Твоих, насладитися пречистыми Твоими Таинствы, прощения грехов ради и Жизни вечныя, слава Тебе!

Диакон: В мире Христове воспоим! С миром Христовым изыдем!
Народ: Во имя Господне. Господи, благослови!
Диакон (молитва отпустительная от диакона, к востоку): От славы в славу простираяся, воспеваем Тя, Спаса душ наших! Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки! Воспеваем Тя, Спаса душ наших!

Диакон: Отпущаетесь в мире. В мире Христовом да сохранимся!
Предстоятель: Благословен Бог, благословляяй и освящаяй нас причащением Святых и Пречистых Его Таин, ныне и присно и во веки веков.
Народ: Аминь.

Вполне возможно, что такое богослужение в дни памяти апостола Иакова станет для нашего монастыря традиционным.


30.01.2006



Calendar
  Май 2024   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31  

Устав трапезы
в Рождественский пост

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса

11.07.2023
Праздничная перекличка: «Пресвятая Богородице, спаси нас!»

28.08.2022
События солнечного августа

10.07.2022
Птенцы Пресвятой Богородицы.

13.06.2022
Верные навсегда.


перейти к разделу
Только любовью исцеляется человек


Монах не делается с легкостью. Монах должен быть обруган, высмеян, испытан; должен упасть, подняться, стать человеком.
Старец Иосиф Афонский







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
2202 2036 2625 7465 Татьяна Юрьевна С.
Просьба указывать,
на что перечисляется пожертвование:
"на требы";
"на социальный отдел"
и т.д.



Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb