Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620144 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск обратная связь

English Version
Српска верзија

О монастыре
Храмы обители
Требы
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Монашеский путь
Духовник обители
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефон для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151

Паломничество в Меркушино (размещение, питание): 8-902-87-46-002

ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ
О ЗДРАВИИ
И УПОКОЕНИИ


22.12.2023
Обновлены актуальные нужды социальной службы
02.12.2023
Изменено расписание богослужений в храме св. Александра Невского
26.11.2023
Появился устав трапезы в Рождественский пост
24.11.2023
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ "Самое удивительное чудо, или Как изменить мир"
Архив новостей


Книги издательства

Господи, возлюбих благолепие дому Твоего…

Каждый храм – это проповедь о Боге. Как говорил святой нашего времени, преподобный Иустин (Попович), «каждый святой храм – это частица неба на земле. И когда ты в храме, то, смотри, ты уже на небе. Когда земля измучит тебя своим адом, ты поспеши в храм, войди в него, и вот – вошел ты в рай. Если люди досадят тебе своим злом, ты прибегни к храму, припади к Богу, и Он примет тебя под Свою благую и всемогущую защиту. И если случится, что на тебя нападут целые легионы бесов, ты беги в храм – стань среди святых Ангелов, ибо храм всегда полон Ангелов, и Ангелы Божии охранят тебя от всех бесов мира сего. И ничто не сможет тебе повредить. Не забывайте, братья: мы, христиане, сильны Богом. Кто тогда может быть сильнее нас? Никто, никто!»

В церковном искусстве, иконописи, архитектуре всё направлено на то, чтобы возбуждать в человеке самые возвышенные чувства – любовь к Богу, благоговение, стремление к молитве. Безмолвная и величественная проповедь, проникающая в душу, – таким стал Александро-Невский собор благодаря архитекторам и иконописцам, которые с любовью трудились над его возрождением.

Канон, дарующий вдохновение

Все настенные росписи в храме выполнены в стиле, который называется каноническим, от слова «канон» – «правило», то есть они написаны по правилам, выработанным в Церкви с древних времен. Каноническое письмо глубоко символично. Так, например, склоненные фигуры символизируют покорность воле Божией, воздетые руки – молитвенное обращение к Богу, золотой фон – Божественную благодать. Интересно, что в иконописи используются строго определенные цвета, и каждый цвет имеет особый смысл. Например, красный – это цвет крови, которую Господь Иисус Христос пролил за человечество; и потому мученики изображаются в красной одежде, как воины Христовы, пролившие свою кровь за веру. Синий – это цвет девства, белый – цвет Божества. Когда мы смотрим на икону канонического письма, то, хотя мы даже и не знаем точного значения всех символов, мы проникаемся ощущением того, что изображенные лица и события принадлежат к некоему высшему, духовному миру.

Святый благоверный великий княже Александре, моли Бога о нас!

Собор назван в честь святого благоверного великого князя Александра Невского, и потому в первом же помещении храма, в притворе, росписи полностью посвящены ему. Над входом помещена необычная композиция: святой князь Александр Невский преподносит храм Господу Иисусу Христу. Вообще такая композиция, где святой подносит храм Господу, была традиционна для древних храмов. Необычность же этого изображения в том, что святой Александр изображен не в воинских доспехах и не в княжеской одежде, а в монашеском облачении. Он предстает здесь как молитвенник за всех, кто входит в его храм, и вообще за всех людей.

На стенах в притворе изображено житие святого Александра Невского. Он известен всей России своими великими победами, которые даровал ему Бог за его благочестие и веру. Святого Александра всегда почитали на Руси именно за то, что он горячо любил Бога и твердо хранил православную веру. И здесь помещено несколько сюжетов, показывающих его благочестие.

На одном из изображений святой Александр показан за чтением Священного Писания, которое он любил с детства. И он, конечно, не только читал священные книги, но и старался исполнять то, что в них написано. Он был очень милостив к бедным, с глубокой любовью относился к храмам Божиим, мудро управлял подчиненными. Жители Новгорода, где он княжил с 13-летнего возраста, говорили о нем, что он был милостив паче меры и отзывались о нем так: «Князь наш без греха».

На другой росписи святой князь Александр изображен молящимся перед знаменитой Невской битвой. Святому Александру не было еще и 20 лет, когда к Новгороду подступили шведы. Ждать помощи можно было только от Бога. Святой Александр долго молился и затем укрепил свое малочисленное войско словами: «Не в силе Бог, а в правде!»

Господь для ободрения юного князя явил чудное знамение. Один его воин, стоявший в ночном дозоре, увидел на реке легкую ладью. Гребцы были покрыты мглою, видны были только два витязя, стоявшие в лодке. Старший из них, обращаясь к младшему, сказал: «Брат Глеб, прикажи грести быстрее, поспешим на помощь сроднику нашему Александру Ярославичу». Это были святые страстотерпцы, благоверные князья Борис и Глеб, которых молитвенно призывал на помощь благоверный князь Александр. Воин рассказал князю Александру о видении, и тот, утешенный и укрепленный на подвиг, вступил в битву со шведами.

Святой благоверный князь Александр мудро правил Русью во время татаро-монгольского ига и сумел сохранить на Руси православную веру. Он скончался в 43 года, перед кончиной приняв постриг в схиму с именем Алексий.

От мощей благоверного князя Александра сразу по его кончине потекло множество исцелений. И сегодня он так же слышит обращенные к нему молитвы и подает благодатную помощь тем, кто ему молится.

Святые заступники Руси

В храме изображены и святые сродники князя Александра, а также другие благоверные князья и княгини. Удивительно, как велико было благочестие в древней Руси! В одном роду можно насчитать несколько десятков святых: святым был Александр Невский, святыми были его дед и мать, его сын, дядя, внуки, правнуки и другие сродники. И особенно удивительно, что это был род великих князей, то есть это были люди, обремененные государственными обязанностями, заботами о подданных, о безопасности городов и княжеств. И тем не менее при всех этих заботах они не забывали о Боге, старались исполнять Его заповеди, молиться, творить дела милосердия – и потому стали святыми.

Образы благоверных князей и княгинь расположены под центральным куполом, на так называемых подпружных арках, где обычно изображаются особо почитаемые святые. Например, там изображен младший сын святого Александра, благоверный князь Даниил Московский, который особенно отличался миролюбием и благодаря этому все споры со своими братьями-князьями решал без пролития крови. За смирение и любовь к братьям Господь возвеличил его княжество и сделал Москву из бедного городка столицей всего Русского государства.

Также на подпружных арках изображен внук благоверного князя Даниила и правнук святого Александра – благоверный великий князь Димитрий Донской, которого многие знают благодаря его знаменитой победе на Куликовом поле. Но в лике святых он прославлен не за воинские заслуги, а за его необыкновенную любовь к Богу, милосердие, великодушие, любовь к богослужениям, посту, молитве. Современники говорили о нем, что он был словно ангел во плоти и всё совершал, как пред лицом Божиим.

Рядом со святой благоверной великой княгиней Ольгой изображена мать святого Александра Невского, благоверная княгиня Феодосия. Ее еще при жизни называли святой княгиней. Хотя она была супругой великого князя, то есть самой богатой и знатной женщиной во всем Русском государстве, но жизнь она проводила очень строгую: много молилась, постоянно постилась, часто ходила в храм, заботилась о бедных. В таком же благочестии она воспитывала и девятерых своих сыновей. В конце жизни она приняла иноческий постриг.

Повесть о любви Божией

Росписи в храме объединены одной идеей, они представляют собой цельное повествование о любви Божией к людям. Господь неизреченно любит каждого человека, каждому желает даровать радость на земле и вечное блаженство в будущем веке. И из любви к людям Господь сотворил великие, необычайные вещи. Какие же? Об этом и рассказывают росписи. Росписи в храме объединены одной идеей, они представляют собой цельное повествование о любви Божией к людям. В большинстве из них отражены две темы: Страсти Христовы (страдания, которые претерпел Господь Иисус Христос ради спасения всех людей) и Евхаристия (главное Таинство Церкви, установленное Самим Господом и совершающееся уже почти две тысячи лет).

Иконописный рассказ о Страстях Христовых размещен на сводах во всех приделах собора. Сюжеты расположены по ходу каждения – то есть в том направлении, в каком идет священник или диакон с кадилом во время богослужения. Первый сюжет этого цикла – Тайная Вечеря, на которой Господь поведал ученикам о том, что пришло время Его страданий и смерти. Затем на сводах собора разворачивается полная картина Страстей Христовых: моление в Гефсиманском саду, предательство Иуды, отречение апостола Петра, суд Пилата, несение Креста на Голгофу, Распятие Господа, снятие со Креста, положение Господа во гроб. Завершается иконописный цикл изображением победы Христа – Его славного Воскресения.

Небесная Литургия

Два главных места в храме, на которых традиционно размещаются самые значимые изображения, – это алтарь и купол. В древности в куполах храмов писали Господа (в главном куполе) и Божию Матерь (в других куполах, если они были в храме). Так и в Александро-Невском соборе в центре главного купола изображен Господь Вседержитель.

Также в куполе мы видим развитие темы Евхаристии, которая является одной из основных тем в росписях храма. Таинство Евхаристии совершается всегда во время литургии. Вокруг изображения Христа мы видим Небесную Литургию – традиционный для фресковой живописи сюжет. Христос и Ангелы совершают Великий вход (так называется одна из составляющих частей литургии). Здесь изображено то, что незримо происходит в храме во время каждой литургии: Ангелы сослужат священникам, и Сам Господь присутствует при священнодействии. Христос изображен как Великий Архиерей, то есть в богослужебных архиерейских одеждах. Ангелы изображены в виде диаконов и иподиаконов. За образец для этой росписи были взяты фрески древних храмов Сербии, Македонии и Афона.

Под куполом, в центральном барабане, в согласии с традицией, изображены праотцы, то есть предки Христа, и пророки. Эти два ряда образов включены в единую концепцию собора: в них раскрываются две основные темы росписей. В ряду праотцев изображены ветхозаветные праведники, события жизни которых явились прообразом страданий Христа и Евхаристии. Интересно, что высота каждой фигуры – семь метров. Ниже изображены пророки, которые изрекли предсказания о страданиях Христа и Евхаристии. В руках они держат свитки со своими изречениями.

Алтарь

Алтарь – самое значимое место в храме, и поэтому здесь помещаются важнейшие по смыслу иконописные изображения. В конхе алтаря изображена Божия Матерь на троне, на Ее коленах восседает Богомладенец Христос. Это символ того, что Божия Матерь послужила воплощению Христа. Как говорит один святой, без Нее Господа Иисуса Христа не было бы на свете и, значит, не было бы спасения роду человеческому. Поэтому люди должны особенно любить и благодарить Богородицу.

Вокресение Христово видевше…

Храмовое пространство очень многообразно и предоставляет большие возможности для того, чтобы разместить различные иконописные сюжеты. Например, в юго-западном куполе собора изображен Нерукотворный образ, а также явления Христа ученикам, происшедшие после Его воскресения.

Так, на одном из парусов изображено явление Господа женам-мироносицам, которые пришли к Его гробу, чтобы, по иудейскому обычаю, воздать умершему честь – помазать Его мертвое тело благовонным миром. Но во гробе тела не оказалось, и вскоре Сам Живой Господь явился женам и сказал им: «Радуйтесь!» На других парусах изображено, как жены возвещают о воскресении Христа апостолам и как апостол Петр бежит ко гробу, чтобы лично убедиться, что Христа во гробе нет. На стенах юго-западной башни изображено также явление Христа Марии Магдалине во гробе и ученикам на горе в Галилее.

Еще одно явление воскресшего Христа апостолам было на море Тивериадском. Описание этого события в Евангелии очень трогательно. Апостолы всю ночь ловили рыбу и не могли поймать ничего. Утром они увидели на берегу Христа, Который с любовью спросил их: «Дети! Есть ли у вас какая пища?» Они, не узнав Его, ответили: «Нет». Тогда Он велел им еще раз закинуть сети, и когда они сделали это, то сети наполнились множеством рыбы. Один из учеников сказал: «Это Господь!» Услышав это, апостол Петр немедленно бросился в море и поплыл к Господу, желая поскорее оказаться рядом с Ним. Другие ученики тоже стали поспешно грести к берегу. Когда все они вышли на берег, то увидели, что трапеза для них уже готова. Во всем этом видна любовь Господа к ученикам и их ответная любовь к Нему. Он заботился о малейших их нуждах, о том, чтобы накормить их, а они, забыв о пище, спешили к Нему. Господь заботится и о всех нас, и когда мы молимся Ему, то мы обязательно чувствуем Его заботу.

Вси святии, молите Бога о нас!

По всему периметру храма расположены медальоны, в которых изображены наиболее чтимые в Православной Церкви святые. Они распределены по чинам: святители, апостолы, мученики, преподобные, жены, блаженные.

По периметру центрального алтаря и по обеим сторонам от алтарной преграды в медальонах изображены святители – то есть святые, которые служили Богу в сане епископа, архиепископа, митрополита или патриарха. Из святителей, изображенных здесь, наиболее известны святители Спиридон Тримифунтский, Григорий Богослов, Амвросий Медиоланский, Григорий Нисский. Здесь изображен и один из русских святителей – святитель Игнатий (Брянчанинов), который жил не так давно, в XIX веке. Судьба этого человека удивительна. Святитель Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов) происходил из древнего дворянского рода, имел отличное образование, был в числе лучших выпускников Инженерного корпуса в Петербурге. Его любили при дворе, к нему благоволил сам Император. Его литературный талант одобрительно оценивали известные писатели того времени, в том числе даже Пушкин. Дмитрия Брянчанинова ждала блестящая карьера и высокое положение в обществе. Но его душа искала другого – он желал провести все свои дни в молитве и служении Богу. Он настоял, чтобы ему дали отставку от военной службы, и затем поступил в монастырь. Проводя монашескую жизнь, он приобрел глубокий духовный опыт и мудрость. И впоследствии, будучи настоятелем монастыря, а затем епископом, он очень многих людей укреплял в вере, учил молитве, исполнению заповедей.

Творения святителя Игнатия о духовной жизни и сегодня известны всем верующим и могут служить хорошим руководством для каждого человека, а в особенности они полезны для монашествующих – неслучайно святителя называют «отцом современного иночества». В своих трудах он описывает все этапы духовной жизни, объясняет, как исполнять заповеди Божии в наше время, как исцелить свою душу от греховных страстей, как обрести единение с Богом, в чем и состоит истинное призвание человека. Литературный стиль святителя Игнатия возвышенно прекрасный и одновременно простой и понятный для современного человека.

В северном и южном приделах рядом с алтарем изображены апостолы – ближайшие ученики Господа Иисуса Христа, которые после Его воскресения и вознесения отправились во все концы земли проповедовать Евангелие. Так удивительно проявилась сила Божия: проповедь о Христе начали всего 12 учеников, простых, бедных и неученых. А в результате христианство распространилось по всему миру, сейчас его исповедуют миллионы людей.

Кроме того, в северном приделе изображены мученики – то есть люди, которые претерпели муки за Христа и не отреклись от Него даже под угрозой смерти: например, известные всему миру великомученики Георгий Победоносец и целитель Пантелеимон, по молитвам которых происходили и по сей день происходят великие чудеса. На другой стене изображены пять великомучениц: Марина, Татиана, Екатерина, Анастасия и Евфимия.

На медальонах в южном приделе изображены святые Царственные страстотерпцы: Царь Николай, Царица Александра, Царевич Алексий, Великие Княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия, а также Великая Княгиня Елизавета Феодоровна и инокиня Варвара.

Здесь же изображены блаженные: Андрей Христа ради юродивый, Николай Новгородский, Василий Московский, Косьма Верхотурский и Ксения Петербургская.

На медальонах в западной части храма изображены преподобные – то есть святые, угодившие Богу в монашеском чине. Например, преподобный Серафим Саровский, преподобные Зосима (Верховский) и Василиск Сибирский, Паисий (Величковский) и другие святые. Особенность этого ряда в том, что здесь написаны образы тех преподобных отцов, которые упражнялись в умном делании, то есть в углубленной Иисусовой молитве.

Необъятный духовный мир изображен в храме; попадая в этот мир, человек чувствует утешение, надежду, радость, веру… Как говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский, «источник всякой истинной радости течет в храме, всякого истинного спокойствия и умирения совести, исцеления душевного и телесного, источник силы и бодрости душевной. Очи Владыки Христа в храме Божием обращены на каждого из нас, сердце Владыки обращено к каждому из нас! Иногда стоишь с человеком лицом к лицу и беседуешь с ним, а сердце его не обращено к тебе, а занято чем-либо другим; а тут сердце Божие – все к тебе обращено, вся любовь Его, вся благость, все щедроты Его готовы от Него на тебя излиться по вере твоей!»



Освящение Александро-Невского собора


История храма

Святыни обители

Список принимаемых треб
09.08.2013



Calendar
  Апрель 2024   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30  

Устав трапезы
в Рождественский пост

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса

06.12.2021
Согревает и в декабре – Солнце Русской земли

Подарки для детей на Пасху

Рождественские подарки

Храмовый праздник

Подготовка к Рождеству в 2002 году

Храмовый праздник в 2002 году

Праздник Успения Божией Матери в 2002 году

Паломническая поездка по России

перейти к разделу
Подвиг евангельского общения


Один Бог да душа - вот монах.
свт.Феофан Затворник







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
2202 2036 2625 7465 Татьяна Юрьевна С.
Просьба указывать,
на что перечисляется пожертвование:
"на требы";
"на социальный отдел"
и т.д.



Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb