Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620144 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск обратная связь

English Version
Српска верзија

О монастыре
Храмы обители
Требы
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Иконописная
Швейная
Издательство
Переводческий класс
Певческий класс
Библиотека
Церковноисторический кабинет
Просфорня
Монашеский путь
Духовник обители
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефон для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151

Паломничество в Меркушино (размещение, питание): 8-902-87-46-002

ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ
О ЗДРАВИИ
И УПОКОЕНИИ


22.12.2023
Обновлены актуальные нужды социальной службы
02.12.2023
Изменено расписание богослужений в храме св. Александра Невского
26.11.2023
Появился устав трапезы в Рождественский пост
24.11.2023
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ "Самое удивительное чудо, или Как изменить мир"
Архив новостей


Книги издательства

День памяти свт. Игнатия

свт.Игнатий
свт.Игнатий

Сегодня – день памяти одного из самых выдающихся подвижников и церковных писателей нашего времени, «отца современного иночества» – святителя Игнатия (Брянчанинова). Значение его бессмертных сочинений для всех нас трудно переоценить. Его духовные наставления можно сравнить и с собранием драгоценных жемчужин, каждая из которых, будучи усвоена умом и сердцем, может стать истинным украшением для души, и с духовной аптекой, в которой для всех греховных недугов имеются разнообразные врачевства. Но главное, его труды – это «учебник» монашеской жизни, и, в первую очередь, руководство к правильному обучению молитве, ведь, как он сам в одном их своих сочинений говорит, «монашеское жительство — наука из наук, Божественная наука. Это относится ко всем монашеским подвигам, — в особенности относится к молитве. В каждой науке имеется свое начало, имеется своя постепенность в преподавании познаний, имеются свои окончательные упражнения; так и в обучении молитве существует свой порядок, своя система. Тщательное последование порядку или, что то же, системе служит в каждой науке ручательством основательного успеха в ней; так и правильное упражнение в молитве служит ручательством преуспеяния в ней, — того преуспеяния, которым благоугодно Богу ущедрить подвижника». Читая и перечитывая труды святителя, человек, как в школе, может переходить из класса в класс, двигаясь, может быть, и не быстро, но постоянно и неуклонно по лествице истинного духовного преуспеяния и совершенствования». Всем нам было бы полезно столь хорошо изучить творения приснопамятного святителя, чтобы его учение сделалось для души и ума как бы их собственным, чтобы и мыслить так, как мыслил святитель Игнатий, и чувствовать так, как чувствовал он, и поступать всегда согласно его учению. Ведь сам он, уже в одном из своих посмертных явлений, засвидетельствовал: «Земная жизнь – только сон! Все, что написано мною в книгах, – все истина!»

Наш Свято-Игнатьевский скит назван в честь святителя Игнатия, в домовой церкви имеется частичка его святых мощей, день памяти святого является одним из самых чтимых праздников для всех сестер. Ежегодно в этот день особенно торжественно служится Божественная Литургия, которую часто возглавляет духовник обители схиархимандрит Авраам, совершается крестный ход, после которого следует по-домашнему мирная и уютная праздничная трапеза с чтением творений святителя. Поистине, этот день отмечается у нас словно один из самых больших семейных праздников!

И это не случайно. Можно сказать, что вся духовная жизнь нашей обители строится преимущественно на основе учения святителя Игнатия. При поступлении в обитель всем сестрам вменяется в непременную обязанность знакомство с его творениями. Именно на основе его учения совершает свое руководство наш духовник, схиархимандрит Авраам. Он часто приводит советы и поучения святителя в своих проповедях, иногда зачитывает обширные выдержки из его творений во время бесед.

Крестный ход
Крестный ход

Так, и совсем недавно, основываясь большей частью на писаниях святителя Игнатия, Батюшка провел с сестрами беседу о любви к Богу и ближнему, о различии любви духовной и плотской, о так называемых пристрастиях. В виду того, что этому вопросу духовной жизни придавал большое значение и сам святитель Игнатий, неоднократно затрагивавший его в различных своих сочинениях и письмах, нам бы хотелось сегодня, в день его памяти, хотя бы кратко передать содержание этой беседы нашего духовника. Конечно, преимущественно батюшка обращался к монашествующим, однако, думается, затронутая тема будет также интересна и полезна всем, кто старается следовать учению святителя Игнатия, занимается умным деланием и ревнует о спасении своей души.

Вся беседа о. Авраама была основана на примерах из Святого Евангелия и творениях святителя Игнатия: письмах, «Поучении о любви к ближним». Сначала батюшка сказал о том, что есть две главнейшие заповеди: о любви к Богу и любви к ближнему. Из них первой является, конечно, заповедь о любви к Богу. Как человек есть образ Божий, так, можно сказать, и заповедь о любви к ближнему является лишь отображением заповеди о любви к Богу. Должна быть любовь к ближним, к отцу, матери, но – не выше любви к Богу. Должна быть любовь к духовным наставникам, но – не выше любви к Богу. Должна быть любовь и к чадам, в том числе духовным, но, опять-таки, не выше любви к Богу. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня», – говорит Сам Спаситель (Мф.10:37). «Не мир пришел Я принести, но меч. Ибо я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его» (Мф.10:34-36). Значит, любить Бога должны мы гораздо более, чем любого из наших ближних, в том числе ближних духовно.

Кроме того, надо научиться любить ближних правильно. Батюшка отметил, что сначала необходимо научиться любить Бога, потом – правильно полюбить самого себя, и уже только тогда может появиться истинная, духовная, любовь к ближнему. «Любовь, отдающая должную цену людям по степени их благочестия, вместе с этим равна ко всем, потому что она – во Христе и любит во всех Христа», – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). В этих словах раскрывается самая суть истинной евангельской любви, той любви, к которой все мы должны неуклонно стремиться. Если этого вовремя не осознать, то любовь к ближнему может стать неправильной, даже вредной, как для самого человека, так и для окружающих. Человеку нередко свойственно привязываться всей силой своей души к кому-то одному, забывая о том, что евангельская любовь должна быть безграничной, равно распростирающейся абсолютно на всех, независимо от их достоинств и недостатков. Нужно ясно осознать, что любая привязанность – это препятствие на молитвенном пути, препятствие в духовном развитии, немощь, душевный недуг. Осознав это, нужно учиться бескомпромиссно с пристрастиями бороться. К сожалению, мы часто смешиваем душевное расположение, сердечную склонность к какому-либо близкому нам человеку с настоящей духовной любовью. Но истинная духовная любовь – это любовь друг ко другу именно во Христе и ради Христа, и неложный обязательный ее признак – пребывание в исполнении евангельских заповедей. Если же появляется такая «любовь», которая ведет к нарушению Евангелия делами, словами или помыслами, то она неистинна, ложна и является на самом деле губительным для духовного развития пристрастием.

«Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин.14:23), – свидетельствует Сам Спаситель. Основанием же подлинной духовной любви может быть только истинное сердечное смирение. Батюшка отметил, что и ученики Спасителя должны были на деле познать свою немощь: первоверховный апостол Петр – через троекратное отречение от Господа, остальные – через собственное бегство, страх и малодушие. На вопрос Спасителя: «Любишь ли ты Меня больше, нежели они?» (Ин.21:15) – тот самый Петр, который лишь за несколько дней перед этим пылко воскликнул: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь!» (Мф.26:33), ставя себя тем самым выше всех прочих учеников Христа, теперь смиренно отвечает: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя!» (Ин.21:15). Познав свою немощь, он искренне глубоко смирился, но и другие ученики – тоже. Они уже не возмущаются, как бывало раньше, тем, что всем им предпочитается один апостол Петр, не негодуют, не оспаривают этого, а кротко молчат. Только теперь могут они исполнить слова Господа о смирении: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою, и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф.20:26-27). Надо было им глубоко познать и искренне прочувствовать собственную немощь, греховность, полное бессилие, чтобы потом получить тем больший дар духовной любви!

Признаки же истинной любви исчисляет святой апостол Павел в своем первом послании к Коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1Кор.13:4-8). Блаж. Феофилакт Болгарский и свят. Феофан Затворник, строящий свое рассуждение преимущественно на толкованиях свят. Иоанна Златоуста и блаж. Феодорита Кирского, толкуют слова «не превозносится» не в обычном понимании, а так, что истинная любовь не бывает легкомысленной, поверхностной или мечтательной. То есть истинно любящий ближнего рассудителен, основателен, ничего не делает опрометчиво, в нем нет порывистости, а есть серьезность и некая степенность.

В заключение своей пространной беседы Батюшка зачитал нам выдержки из одного письма святителя Игнатия, в котором, по его мнению, содержится самая суть затронутого им вопроса. Вот что пишет святитель к некоторому настоятелю об истинной духовной любви, об отличии ее от любви естественной: «Верую по преданию Церкви и с Церковию, что всякий православно верующий во Христа и исполняющий заповеди Его, а нарушение заповедей очищающий покаянием, спасется. Так сказал Сам Господь юноше, вопросившему Господа, как ему спастись. Но есть еще и другая цель христианина, для которой в особенности назначаются иноки, цель достигаемая и не достигаемая — христианское совершенство. Путь к этому совершенству есть очищение себя заповедями Нового Завета, Евангелием, руководствуясь которым сын ветхого Адама может усыновиться новому Адаму. «Всяк имеяй сию надежду, говорит святой Иоанн Богослов, очищает себя, якоже Он чист есть» (1Ин.3:3). Но новая заповедь широка есть зело! Говорит новая заповедь: «Кто хочет приобрести душу свою, да погубит ю» (Мф.16:25). Что значит погубление души? Отвержение действий по собственным чувствам и понуждение себя к действию по заповедям евангельским. Евангелие действующему таким образом сообщает свой разум и свои ощущения, принадлежащие к естеству нового человека, обновленного по подобию Создателя и Искупителя нашего. В этом состоит принуждение и насилование себя, предписываемое евангелием. Это значит совет, так часто повторяемый святыми отцами: «Даждь кровь и приими Дух». Отсеки от себя свойства падшего естества и привей к себе свойства естества обновленного Христом.

Служба в день памяти свт.Игнатия
Служба в день памяти свт.Игнатия

Не только «плоть», но и «кровь» Царствия Божия не наследят. Но как Царствие Божие внутрь нас есть, то должно из этого заключить, что доколе возбуждаются и сопровождаются в нас сердечные ощущения движениями крови, дотоле мы чужды духовного действия, истекающего от Бога. При духовном, Божественном действии кровь умолкает и бывает «тишина велия». Тот святой мир, который не в нашем падшем естестве, но дарован и даруется Господом, мир, превысший всякого ума, нисходит в душу. Он изливает священное спокойствие в ум, сердце и тело раба Христова, соединяет сии три воедино и представляет их Христу, погруженных в бездну смирения, приведенных в состояние о Христе. Это состояние принадлежит естеству обновленному…

Вы живы для человеков, вы любите их огнем естественным. Оттого и человеки для вас живы, а Христос — мертв. (Не смутитесь словами моими: выше я отличал спасение от совершенства, оставим говорить о первом, как по милости Божией для вас верном, говорю о пути ко второму, о очищении.) Во 2-й части «Добротолюбия», в книге иноков Каллиста и Игнатия приводятся следующие слова великого Варсонофия: «Еже не вменитися в человецех, сотворит тя вселитися во граде, а еже умрети от всякого человека, сотворит тя наследовати град и сокровища». Не убойтеся этой смерти — от нее рождается новая жизнь. Когда оживете новою жизнию, то увидите, что жизнь, умерщвления которой требует от нас Бог, есть смерть. Это та смерть, которою умер Адам немедленно по вкушении от запрещенного древа, ожив в смешанные познания и ощущения добра и зла. Скажите Богу о всех родственниках ваших живых и почивших, скажите о братиях обители вашей, о всех любимых вами: «Господи! Это все Твое, а я кто?» Точно, все это — Божие, Божие не будем похищать себе. И мнимо любимым нами вернее быть Божиими, нежели нашими. Не правда ли? Если правда, то примем правду во спасение. Умрем для естественной любви к ближнему и оживем новою любовию к нему, любовию в Боге. Тогда умрем естественною, смешанною любовию к ближнему, когда не вменим себя, по совету великого Варсонофия, в человецех, когда оплюем себя, как некую мерзость. Послужим ближнему в служении нашем не как отцы чадам, но как рабы господам, как непотребные слуги святым ангелам… Когда же смиримся, то Бог Свое может нам дать; тогда оно точно сделается нашим по благодати… И это по завещанию апостола, который говорит: «Аще кто глаголет, яко словеса Божия, аще кто служит яко от крепости, юже подает Бог, да о всем славится Бог Иисусом Христом» (1Пет.4:11). Повсюду умерщвленное «я»! Повсюду Христос живый и подающий жизнь. Смирение убивает естественную любовь. А если она умирает от смирения, то жизнь ее составляется гордостию. Принадлежа к свойствам ветхого Адама, она требует умерщвления и воссоздания Духом. В ней живет идол «я», поставленный на престоле татебно вкравшегося самомнения и завешивающийся завесою будто бы добродетели…».

В наше время, время духовного глада и оскудения, это слово великого святителя особенно дорого. Оно освещает очень тонкий и вместе с тем чрезвычайно важный вопрос, недопонимание или незнание которого может явиться серьезным препятствием на пути духовного развития. Батюшка призвал всех нас, своих духовных чад, прислушаться к совету великого подвижника, постараться понять его и усвоить умом и сердцем, ведь, по слову свят. Игнатия «малости, незаметные в мирской жизни, в монастырской делаются уже не малостями, но весьма важными недостатками, могущими нанести неисцельный вред, – не только остановить, [но и] прекратить всякое духовное преуспеяние, сделать жительство в монастыре вполне бесплодным».

Впрочем, эти наставления выдающегося светильника Церкви вполне применимы и к христианам, которые хотя и живут в миру, но ревнуют о духовной жизни, о молитве Иисусовой, ибо, как свидетельствует свят. Игнатий, «всем христианам можно и должно заниматься молитвою Иисусовой с целью покаяния и призывания Господа на помощь, заниматься со страхом Божиим и верою, с величайшим вниманием к мысли и словам молитвы, с сокрушением духа». Молитва именем Иисусовым есть установление Божественное, есть заповедь, данная всем христианам. «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Ин. 16:23,24).


13.05.2005



Calendar
  Апрель 2024   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30  

Устав трапезы
в Рождественский пост

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса

06.08.2022
Теперь они вместе с Царем-страстотерпцем молятся за нас

12.03.2022
Священномученик Сергий Увицкий

09.02.2022
«Сии не убояшася темницы»:

Схимонахиня Николая

Выставка "Сестры Ново-Тихвинского монастыря в период гонений"

Память священномученика Константина Меркушинского

Поездка к Аннушке

Наша небесная сомолитвенница

Панихида в день памяти новомучеников и исповедников Российских"

перейти к разделу
Цветы Великого поста


Монашество само по себе имеет великую важность духовную и приносит большую пользу душевную тем, кто приступает к оному с искренним расположением и проходит оное с простотою и незлобием во смирении.
прп. Амвросий Оптинский







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
2202 2036 2625 7465 Татьяна Юрьевна С.
Просьба указывать,
на что перечисляется пожертвование:
"на требы";
"на социальный отдел"
и т.д.



Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb