|
Схиархимандрит Авраам (Рейдман) |
День памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Евангельское чтение
(Ин., 61 зач., XIX, 25–27; XXI, 24–25)
При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.
Из проповедей, сказанных в разные годы.
Для чего я говорю об этом сейчас? Для того чтобы мы на примерах, близких нам по времени, живее представили, что такое преданность, живее представили, как вел себя апостол Иоанн Богослов. Сейчас мы смотрим на Евангельские события глазами людей верующих, знающих и о конце этих событий. Когда же все это происходило, никто не знал, каков будет конец, наоборот, ожидали лишь самого мрачного и худшего. Ведь все ученики бежали. Из мужчин за Господом следовал и при Нем остался только один юноша – апостол Иоанн. И если мы скажем, что юношу все равно бы не тронули только потому, что он юноша, то вспомним эпизод, описанный евангелистом Марком: как воины схватили некого юношу, одетого в плащ по нагому телу, и он оставил плащ и бежал нагим. Значит, вполне могли арестовать и юношу. Тем удивительнее должно быть для нас бесстрашие апостола Иоанна. Он следовал за Господом, не отступая от Него ни на шаг. И даже там, где не имели возможности присутствовать жены-мироносицы, – их не могли, например, пустить во двор первосвященника, – там был апостол Иоанн. Он ничем не мог помочь Учителю, ибо такова была воля Божия. Как сказал Спаситель апостолу Петру, вздумавшему силой оружия избавить Его от ареста: «Если угодно Моему Отцу, чтобы Я выпил эту чашу, то зачем ты так делаешь? Неужели ты думаешь, что Он не мог бы защитить Меня более чем двенадцатью легионами Ангелов?» (см. Мф. 26, 52–53; Ин. 18, 11).
Вся проповедь
«Совершенная любовь изгоняет страх» – здесь говорится о страхе перед Богом как перед Праведным Судией. Но есть и другой страх. Если мы кого-то любим, то боимся любимого человека оскорбить, боимся расстроить наши отношения и всячески стараемся вести себя так, чтобы сохранить их. Чем больше мы любим, тем больше бываем одержимы страхом, как бы любовь эта не прекратилась. Желаем, чтобы тот, кого мы любим, так же нас любил. Однако этот второй страх никак не противоречит Божественной любви. Страх оскорбить любимого был и у тех, кто уже достиг совершенства.
Читая в Священном Писании столь возвышенное поучение о Божественной любви, мы должны понимать его не произвольно, а так, как понимали исполнившие заповедь об этой добродетели святые отцы. И не нужно впадать в уныние от того, что мы не имеем той совершенной любви, какую описывает апостол Иоанн Богослов. Но не следует впадать и в эйфорию, думая, что немного нам еще осталось до приобретения этой добродетели, ибо она – удел немногих христиан. Имея покаяние, смирение, понуждая себя совершать добрые дела, мы, хотя бы в малой степени, ощутим Божественную благодать, потому что любовь, как говорит преподобный старец Силуан Афонский, это не человеческое усилие, а действие благодати. Будем же прилагать все усилия к совершению дел любви, и тогда Божественное действие коснется нашего сердца, и мы увидим в своем сердце след этой великой добродетели как некое ее отражение.
Вся проповедь
|