|
Схиархимандрит Авраам (Рейдман) |
Святое Богоявление
Праздник Крещения Господа нашего Иисуса Христа — один из великих и самых древних христианских праздников. Праздник Крещения Господня также называется Богоявлением, потому что во время крещения Бог явил Себя людям, что Он есть Пресвятая Троица, а именно: Бог Отец говорил с неба, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святый сошел в виде голубя. Издревле также называется этот день Просвещением или праздником Светов, потому что Бог есть свет и явился «просветить во тьме и сени смертной сидящих». Накануне праздника, в Крещенский сочельник, установлен строгий пост.
В день Крещенского сочельника и в самый день праздника в храмах совершается Великое водоосвящение. Великим оно называется потому, что, в отличие от обычного освящения, над водою читаются особые молитвы о благословении Божьем, о придании ей Святым Духом силы очищения и исцеления. При этом в воду троекратно погружается крест, подобно троекратному погружению Христа в воды Иордана. Известно свойство освященной в это день воды не портиться в течение длительного времени и сохраняться свежей в течение целого года и более. К Богоявленской (Крещенской) воде христиане с древних времен имеют великое благоговение, называют ее великой агиасмой (греч.: святыня). В день праздника ею окропляют храмы и дома, а затем в течение всего года потребляют после молитвы и натощак. Особенно же прибегают к благодатным свойствам этой воды в телесных болезнях или при душевных смущениях.
Евангельское чтение
(Евангелие от Матфея, 6 зачало, глава III, стихи 13-17)
Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым. Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
Из проповедей, сказанных в разные годы.
Это великое событие Крещения Господа традиционно называется Богоявлением, так как оно имело смысл Богоявления – явления тайны Пресвятой Троицы. Прежде всего, мы должны иметь правую веру и помнить этот смысл праздника Крещения. Сын Божий как Человек, принимающий крещение от Иоанна, голос Небесного Бога Отца и Дух Святой в виде голубя – так открылась тайна Пресвятой Троицы, хотя она еще не была проповедана Самим Господом Иисусом Христом. Однако из этого евангельского повествования мы можем извлечь и нравственный урок, частный, подходящий именно нам. Иоанн Креститель считал себя недостойным понести обувь Спасителя, а Промысел Божий устроил так, что он, вопреки своему смирению, вынужден был и руку возложить на Его главу. Тот, кто считал себя недостойным развязать ремень обуви, тот возложил руку на главу Мессии. Конечно же, от этого прикосновения к Сыну Божию Иоанн Креститель освятился, наполнился почти безграничной благодатью и сподобился величайшего откровения. Но и мы, если будем искренне, от всей души смиряться, то против своего ожидания, даже против своей воли и собственного желания (потому что искреннее смирение не желает ничего высокого и великого), мы удостоимся Божественного просвещения и Богообщения, сподобимся того, что духом своим в молитве, словно рукой, неизъяснимым образом прикоснемся к Самому Господу Иисусу Христу, Сыну Божию.
Вся проповедь
Мы познаем, что Бог есть Троица, не только с чужих слов, но и самой своей душой. Мы уверуем так, что будем жить безмятежно и спокойно, надеясь на милость Божию и каясь, и перейдем в вечную жизнь с благой надеждой на свое спасение. Вера в Бога, вера в Пресвятую Троицу, сопровождаемая делами, которые являются естественным проявлением веры, дарует человеку надежду на спасение и на прощение его грехов, каким бы грешным он ни был. При этом мы не должны думать, будто представляем из себя нечто. Если даже Иоанн Креститель считал, что он нуждается в крещении, то есть в очищении, то мы тем более должны понимать, что совершенно безгрешного человека быть не может, каким бы праведным ни казался он сам себе или своим друзьям и близким.
Вся проповедь
«И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (ст. 17). Как Дух, на самом деле не имеющий никакого вида и образа, нисшел в виде голубя, так и голос был лишь образом Божественного откровения. Бог как Дух, то есть совершенно бестелесное существо, конечно, не может иметь голоса. Бог не подобен ничему из того, что мы знаем по своему опыту, Его нельзя сравнить ни с чем из того, что мы можем вообразить. Он превыше всякого человеческого представления, превыше всяких образов.
Из этих кратких слов божественного Евангелия мы познаем истину о бытии Божием: Бог – это Отец, Сын и Святой Дух. Бог – Существо совершенно бестелесное, духовное. Только Сын Божий, воплотившийся от Пресвятой Девы, заимствовал от Нее человеческое естество и как бы включил Его в Свою Божественную Ипостась. Божество бестелесно, а Сын Божий по человеческому естеству телесен. Об этом кратко и возвышенно говорит Григорий Синаит: «Предел Православия – это знать Троицу и Двоицу». Троицу – Неизменного, прежде всех веков Существующего Бога, и Двоицу – то есть Сына Божия, в Котором соединены два естества (человеческое и Божественное) и присутствует одна Божественная Ипостась – Ипостась Сына Божьего.
Вся проповедь
|