|
Схиархимандрит Авраам (Рейдман) |
День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
Апостолов первопрестольницы и вселенныя учитилие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость!
Сегодня Церковь Христова прославляет двух великих апостолов, Петра и Павла. Сами имена их учат нас быть твердыми в вере (ибо Петр означает «камень», что указывает на прочность, непоколебимость) и одновременно быть смиренными (ибо Павел значит «малый» и указывает на невысокое о себе мнение). Так св. Петр и св. Павел показывают, что нам надлежит быть твердыми в христианском житии и вместе смиренными и кроткими, почитая себя менее всех.
Чему еще поучиться нам у первоверховных апостолов, которые воспеваются Церковью как «друзи Христовы», «реки премудрости» и «всего мира предстатели»? Есть ли такая добродетель, которой мы не видим в них? Бесчестия и оскорбления за проповедь они искали больше, нежели мы чести, смерти больше, нежели мы жизни, бедности больше, нежели мы покоя, печали больше, нежели другие радости, и молились за врагов больше, нежели другие молятся против врагов. Одно лишь страшило их — как бы не оскорбить Бога, равно и вожделенным для них было лишь угождение Богу, любовь ко Христу. Оба апостола приняли мученическую кончину. Более других потрудившись над созиданием Церкви Христовой, сегодня они принимают от нее достойную хвалу и славу.
Евангельское чтение
(Евангелие от Матфея, 67 зачало, глава XVI, стихи 13-19)
Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.
Из проповедей, сказанных в разные годы.
По сей день мы всегда перед Причащением молимся словами апостолов Петра и Павла: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз». Заметьте, что вначале мы произносим исповедание апостола Петра, а затем слова апостола Павла, который называет себя самым первым грешником из всех людей. Таким образом, в одной молитве соединяются вера Петра и смирение Павла, дерзновение и самоуничижение. И мы, взирая на пример этих великих апостолов, этих великих подвижников духа, будем подражать им. Будем молиться, трудиться, ревновать о своем спасении, чтобы нам стать истинными христианами, несмотря на все наши падения и унижения, которым мы по собственной вине подвергаемся от дьявола. Для того чтобы нам соединить в себе веру Петра и смирение Павла – верить, что Иисус есть Христос, Сын Бога Живого, и одновременно считать себя первыми из грешников.
Вся проповедь
Чем больше смирения, тем больше веры, и наоборот, чем глубже вера, тем и смирение глубже – вот чему учит нас святитель Иоанн Златоуст в своей прекрасной богомудрой молитве. Этому учат нас и святые апостолы Петр и Павел, которые являются для нас неким неподражаемым, непостижимым образцом, стремясь к которому, мы можем становиться все лучше и лучше. Одновременно это и апостольская заповедь, и потому стремление подражать святым, в особенности святым апостолам, не говорит о нашей гордости, ведь сам апостол Павел сказал: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4, 16). Значит, подражая Христу, человек может стяжать смирение, которое имел Павел.
Итак, следуя примеру святых первоверховных апостолов Петра и Павла, будем стремиться не просто молиться им, дабы иметь их своими заступниками, но, по мере своих сил, будем стараться приобрести и такую твердую веру, какая была у них. Веру, которую Сам Спаситель уподобил камню или, если точно перевести с греческого, скале: «И на сем камне (на сей скале. – иг. А.) Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Врата ада не одолеют и нас, если мы будем иметь веру с охраняющим нас смирением, потому что без смирения никакая добродетель не устоит.
Вся проповедь
Исповедание Господа Иисуса Христа Сыном Божиим, носимое нами в сердце, очищает нас от грехов, усиливает веру, приобщает нас к истине, которую мы начинаем переживать именно своим сердцем. Это исповедание делает для нас доступным и понятным Священное Писание, которое написано из непосредственного духовного опыта – хотя это, может быть, прозвучит странно, – а также открывает нам смысл святоотеческих книг, написанных также под воздействием Святого Духа, хотя и не в такой мере, как Священное Писание, и содержащих в себе в основном истины, опытно пережитые святыми отцами. Для того чтобы понять чужой опыт, нужно иметь родственный опыт, нужно самому быть богословом и богословствовать святым именем Господа Иисуса Христа, наслаждаться им, погружаться в него и просвещать им свой разум.
Вся проповедь
|