Беседа матушки о чтении
|
Матушка зачитывает слова св.отцов |
На матушкину беседу по традиции собралось в скит все сестринство, за исключением сестер, которые проживают на подворьях. Темой беседы было выбрано правильное отношение к чтению. В самом начале разговора матушка напомнила, что издревле все святые отцы занимались чтением чрезвычайно усердно, тщательно. Чтение святоотеческой литературы они считали отраслью умного делания и со всею тщательностью обучали этому своих учеников. Много и возвышенно говорят о необходимости и важности чтения и наши русские подвижники: прп. Нил Сорский, священноинок Дорофей, свт. Игнатий. Отличались любовью к чтению и подвижники уральской земли: прпп. Василиск Сибирский и Зосима (Верховский), схимон. Евфросиния (Мезенова), схииг. Магдалина (Досманова). Матушка с благоговением зачитала нам слова священноинока Дорофея, который так восхваляет добродетель чтения: «Невозможно, невозможно спастись тому, кто не читает часто богодухновенное Святое Писание (см. 2 Тим. 16). Как птица без крыльев не может на высоту взлететь, так и ум без книг не может догадаться, как спастись. Чтение наедине и слушание с вниманием и усердием святых книг Божественного Писания царствует над всеми добродетелями и одесную Бога поставляет человека».
Приведя достаточно много примеров того, сколь высоко сами святые отцы ценили внимательное занятие чтением, матушка отметила, что особенно в наше время без такого серьезного трудолюбивого занятия практически невозможно спастись. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что «при общем оскудении боговдохновенных наставников изучение Священного Писания, преимущественно Нового Завета, и писаний Отеческих, тщательное и неуклонное руководство ими в образе жизни есть единственный путь к духовному преуспеянию, дарованный Богом позднейшему монашеству. Те единственно монахи достойно носят имя монахов, которые воспитаны, вскормлены святым чтением». Действительно, как понять свое душевное устроение, увидеть свои страсти, избежать ошибок и уклонений, ничего не зная об учении святых отцов? Как разобраться, правильно ли ты молишься и к чему тебе нужно стремиться в молитве, если ты не знаком с молитвенным опытом православных подвижников? Совершенно очевидно, что быстрее и успешнее преуспевают именно те сестры, которые много и со вниманием читают. Даже и на исповеди человеку, знакомому с творениями св. отцов, легче объяснить свое состояние, а значит – получить более верный совет. Но здесь возникает еще одна трудность: некоторые читают много, но бесплодно. Отчего? Оттого, что выбирают книги, для них неподходящие. Например, новоначальные часто стремятся быстрее ознакомиться с такими возвышенными сочинениями, как творения св. Исаака Сирина, прп. Симеона Нового Богослова, прп. Макария Египетского. А бывает и наоборот, когда люди, уже несколько преуспевшие в молитве, читают только простейшие жития, брошюры и, не получая вовремя нужных для них сведений, не могут правильно разобраться в своем душевном состоянии, часто теряют то, что, казалось бы, уже приобрели. Кроме того, есть и один общий недостаток. Это то, что нередко читают сразу по несколько книг: скажем, одну серьезную и несколько легких. От этого серьезные книги (догматического, богословского, экзегетического характера) читаются очень подолгу и усваиваются плохо: вроде бы, человек их и читал, а вспомнить ничего не может.
|
На беседе |
Какой же выход из этой ситуации? Прежде всего, матушка призвала всех осознать, что чтение святоотеческой литературы – это труд. Как и всякий другой, он не может быть всегда только легким и приятным. Иногда надо к нему себя просто понуждать, помня, что ведь и враг человеческого спасения может противиться чтению: например, наводить скуку, усталость, отягощение.
Кроме того, книги нужно читать очень внимательно, лучше по два, а иногда даже и по три раза, выделяя на это ежедневно определенное время, желательно, не менее часа. Также не следует читать по несколько книг одновременно. Лучше взять одну и ее прочитать со вниманием сразу даже не на один, а на два раза. Тогда все, о чем в ней повествуется, и хорошо запомнится, и принесет реальную пользу.
Наконец, очень важно читать те книги, которые тебе подходят, соответствуют твоему духовному возрасту и преуспеянию. Начинать нужно с сочинений более простых, «деятельных», и постепенно восходить до более возвышенных. Ни новоначальным, ни уже несколько преуспевшим не следует увлекаться только легким чтением (житиями, простыми наставлениями), а непременно нужно знакомиться с основными аскетическими и богословскими творениями святых отцов, что даст правильное понимание духовной жизни, сформирует трезвое, разумное к ней отношение.
Окончила матушка свою беседу искренней просьбой задуматься о затронутом ею вопросе и начать со всею серьезностью относиться к исполнению такой добродетели, как чтение сочинений святых отцов, помня, что в какой-то мере от успешности ее прохождения зависит и само наше спасение.
Эта беседа произнесена первой настоятельницей обители игуменией Любовью. В настоящее время она проживает в монастыре на покое, приняв постриг в великую схиму с именем Злата.
10.12.2004
|