Об истинной свободе
|
Постриг |
Что такое свобода? Как должен понимать ее христианин? Проповедь об истинной свободе, о свободе, понимаемой по-евангельски, схиархимандрит Авраам начал словами Самого Господа Иисуса Христа: "Аще вы пребудете во словеси Моем, воистинну ученицы Мои будете и уразумеете истину, и истина свободит вы" (Ин. 8, 32). Спаситель обратился с этими словами к "веровавшим Ему иудеом" (ст. 31), но мы со всей справедливостью можем отнести их к себе, поскольку мы тоже являемся людьми, верующими в Него. Итак, Господь говорит нам, что мы должны не только слышать и признавать умом Его учение, но пребывать в Его слове, то есть применять его к своей жизни, исполнять его. Тогда мы уразумеем истину, и эта истина освободит нас.
Однако, как сказал батюшка, чаще всего мы неправильно понимаем свободу и рабство. Древние иудеи возразили Спасителю: "Семя Авраамле есмы и ни комуже работахом николиже [то есть мы не были рабами никому и никогда]: како Ты глаголеши, яко свободни будете?" (ст. 33). Их понимание свободы и рабства было чрезвычайно поверхностным. Под рабством они имели в виду порабощение другому человеку, а под свободой, соответственно, возможность жить по своей воле. Но всякий человек, даже если он никогда ни от кого не зависел, является рабом обстоятельств, рабом собственной плоти, рабом своих близких и родственников, рабом определенного воспитания, образа мыслей, привычек и взглядов. Когда ему кажется, что он исполняет свою волю, на самом деле, он непроизвольно совершает те или иные поступки под действием не осознаваемых им многообразных сил.
|
Проповедь после пострига |
Подобно иудеям, вопрошавшим Господа Иисуса Христа, мы задаемся вопросом: как мы можем быть свободны? От чего освобождает монашество, от чего освобождает истинно христианский, сугубо евангельский образ жизни? Ведь кажется, что, придя в монастырь, свободные люди, наоборот, порабощаются! Но под порабощением можно понимать порабощение Слову Божию. Как говорит Спаситель в Евангелии от Матфея: "Возьмите иго Мое на себе" (Мф. 11, 29). То есть возьмите рабство Мое на себя. Последовав этим словам Господа, мы научимся от Него кротости и смирению сердечному, и обрящем покой душам нашим. То есть найдем ту самую свободу. Свободу от чего? Свободу от греха. Свободу от всего того, что заставляет человека служить чему угодно – плоти, другим людям, страстям, – но только не Богу, не тому, чего действительно хочет его душа.
Как обрести эту свободу? Если мы действительно хотим быть учениками Христовыми, если мы понудим себя пребывать в слове Его (особенно удобно и уместно делать это при помощи молитвы Иисусовой, потому что, молясь, мы пребываем умом в Господе), то эта свобода будет для нас все более и более очевидной. Когда мы, наконец, почувствуем некое веяние свободы в своей душе, тогда она станет для нас желанной, и мы поймем, что свобода во Христе дороже любых земных благ, даже дороже власти.
В завершение проповеди батюшка напомнил сестрам известный эпизод из Евангелия. Когда Господа Иисуса Христа искушал дьявол в пустыне, говоря Ему: "Поклонись мне, и все царства земные я покорю Тебе", – Спаситель отвечал ему: "Писано есть, Господу Богу твоему поклонишися и Тому Единому послужиши" (см. Мф. 4, 9–10; Лк. 4, 6–8). Мы служим Богу, мы рабы Бога, и в этом смысле мы не можем быть совершенно свободны. Но рабство Богу настолько соответствует внутренней природе человека и всем его стремлениям, что чем более человек порабощается Христу, тем более он освобождается. Он уже не заставляет себя служить Богу, но воля Божия действует в его сердце как его собственная.
09.01.2006
|