Великая Среда
Яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземши чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит
В Великую Среду мы имеем два предмета созерцания. Жена грешница, найдя Спасителя, помазывает Его ноги драгоценным миром. Иуда окончательно делает выбор в пользу своей сребролюбивой страсти. Противопоставление двух характеров и судеб очень живописно показал Иоанн Златоуст: «Грешница принесла миро для помазания Господа; ученик соглашался с беззаконными. Она радовалась, тратя миро многоценное; этот заботился продать Неоценимого. Она Владыку познавала, а этот от Владыки удалялся. Она освобождалась от греха, а этот делался пленником его».
Из проповедей, сказанных в разные годы.
|
Схиархимандрит Авраам (Рейдман) |
Однако женщине, возливавшей на главу Господа миро, уподобляются не только те, которые украшают храмы Божии, но и те, которые внешнему служению предпочитают молитву. В нашей жизни часто бывает, что, когда мы становимся на молитву, диавол внушает нам следующую мысль: «Зачем ты напрасно тратишь время на такое долгое правило? Лучше б ты пошел и сделал то или другое дело, полезное для тебя, для твоих близких, для нуждающихся». И мы, подобно неразумным (в то время) ученикам Спасителя, пытаемся удержать свою душу от того, к чему она стремится, что, собственно, является смыслом ее существования, — от общения с Богом. Мы препятствуем этому под предлогом помощи ближним и исполнения необходимых дел. Молитва, в нашем понимании, — это нечто эфемерное, малозначащее, потому что плодов ее никто не видит, никаких изменений от нее как будто бы не происходит, тогда как от совершенных нами внешних добрых дел польза, по нашему мнению, очевидна. Однако Спаситель заповедует нам подражать этой женщине. Она для нас пример того, что духовное общение с Господом Иисусом Христом нужно предпочитать телесным занятиям. Ради этого до сих пор по всему миру проповедуется о том, что она сделала.
Вся проповедь
|