Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620144 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск обратная связь

English Version

О монастыре
Храмы обители
Требы
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Монашеский путь
Духовник обители
Слово с амвона
Беседы о духовной жизни
Публикации
О чудесах «по расписанию»
От чего зависит спасение
Трапеза исполнена…
Печаль и радость
Пожертвование и благословение
Я ушел в монастырь…
Слова после постригов
Стихотворения
Теологические сонеты
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефон для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151

Паломничество в Меркушино (размещение, питание): 8-902-87-46-002

ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ
О ЗДРАВИИ
И УПОКОЕНИИ


22.12.2023
Обновлены актуальные нужды социальной службы
02.12.2023
Изменено расписание богослужений в храме св. Александра Невского
26.11.2023
Появился устав трапезы в Рождественский пост
24.11.2023
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ "Самое удивительное чудо, или Как изменить мир"
Архив новостей


Книги издательства

Пожертвование и благословение


С января 2002 года вступил в силу Налоговый кодекс, который лишил религиозные организации льгот и фактически приравнял их к коммерческим предприятиям, обязав платить налог на прибыль. В связи с этим Патриарх Алексий заявил, что «по многим налоговым вопросам нам еще предстоит серьезный диалог с государством». То, что мы по привычке называем «ценой» иконы или свечи является жертвой и с точки зрения канонического права не должно облагаться никакими налогами.


Недавно, во времена богоборческой власти, священнослужители официально назывались «работниками культа». Этим словосочетанием нарочито обмирщалось и унижалось священство — возвышенное и таинственное служение Богу и ближнему.

Социальный строй нашего общества меняется, и теперь некоторые представители власти пытаются представить священника уже не «работником культа», а своего рода предпринимателем, бизнесменом. Тем самым они показывают, что хотят видеть в Церкви Христовой не мистическое надмирное Божественное начало, а только земную организацию, пусть и не лишенную своеобразных черт.

К сожалению, нужно признать, что порой мы сами подаем к этому повод, механически перенося товарно-денежные отношения внутрь церковной ограды, что и приводит людей к соблазну. Самый распространенный пример — так называемые «ценники» на утварь и требы в наших церковных лавках. Необходимо объяснять церковным работникам и в особенности прихожанам, что это не цена, потому что благодать Божия не продается, и суммы, указываемые в «ценниках», являются не более чем приблизительным размером пожертвования, указываемым для общего удобства.

Канонические правила безусловно подтверждают эту позицию. 23 правило VI Вселенского Собора гласит: «Никто из епископов или пресвитеров, или диаконов, преподая Пречистое Причастие, да не требует от причащающегося за таковое причащение денег, или чего иного. Ибо благодать не продаваема, и мы не за деньги преподаем освящение Духа, но неухищренно должно преподавать оное достойным сего дара. Если же кто из числящихся в клире усмотрен будет требующим какого-либо рода воздаяния от того, кому преподает Пречистое Причастие: да будет извержен». Дары благодати священнослужители получают даром, поэтому даром должны и раздавать их всем, кто их достоин (Mф. 10, 8).

Упоминание о благодати подтверждает, что воспрещается и осуждается всякое вымогательство денег или иного вознаграждения за святое Таинство. Священнослужители, конечно, имеют право жить от алтаря, когда алтарю служат (1 Кор. 9, 14), равно как и право на приношения от верующих. «Род и мера приношений в пользу клира, — пишет еп. Никодим, — вполне предоставляется добровольному усердию верующих». Однако любая форма вымогательства самими священнослужителями воздаяния или платы за св. тайны не отвечает ни духу Евангельского закона, ни свойствам духовных даров благодати.

Комментарии к 23-му правилу VI Вселенского Собора отсылают к 4-му Апостольскому правилу, где говорится о необходимости содержания клира за счет верующих: «Всякого иного плода начатки да посылаются в дом епископу и пресвитерам, но не к алтарю. Разумеется же, что епископы и пресвитеры разделят с дьяконами и прочими причетниками».

По толкованию еп. Никодима, «эти начатки плодов-приношений верных были единственным источником содержания клира в первые времена церкви. Хотя приношения эти и были добровольными, верным вменялось в обязанность заботиться о содержании клира. Апостол Павел ясно говорит, что проповедующий Евангелие должен жить от благовествования. Приношения обычно собирались диаконом и предъявлялись епископу, который имел право распределять их своей властью. Эти приношения разделялись на три части, причем одна шла на содержание духовенства, другая предназначалась для богослужебных нужд, а третья — для вспомоществования бедным».

В древности Церковь и священнослужители содержались натуральными приношениям. Теперь же, в особенности в современных мегаполисах, и проще, и удобнее совершать пожертвования в пользу храма в денежном эквиваленте, предоставив самим священнослужителям распределить их на необходимые нужды: содержание духовенства и церковной обслуги, реставрацию и устройство благолепия храма и богослужения, и, конечно, благотворительность.

Нельзя представлять пожертвование прихожан и преподаяние им Божественной благодати как торговлю товарами и услугами. Унизительно и оскорбительно для верующего, когда молебен о больном человеке или отпевание умершего родителя представляют как услугу, когда иконы Спасителя, Божией Матери, Николая Чудотворца или книги Священного Писания хотят считать товаром.

Мы не должны соглашаться с этим кощунством, не должны принимать духа века сего, по которому все продается и покупается. Деньги, принимаемые в храм — не плата, а пожертвование; иконы, свечи, книги, утварь церковная — не товар, а благословение, имеющее символическое вещественное выражение, благословение на молитву и добрые дела, на добродетельную жизнь.

Разве не бывает, что мы отказываем в совершении таинства крещения неподготовленному, не осознающему значение этого таинства человеку, несмотря на то, что он предлагает за это положенную сумму; и наоборот, разве мы не крестим нуждающегося человека, ничего с него не требуя? Разве мы не формируем библиотек религиозной литературы в военных частях, в местах заключения, в учебных заведениях, разве не создаем молитвенные комнаты с иконами и необходимой утварью в различных учреждениях, неся при этом определенные финансовые издержки?

Из этих примеров можно видеть, что прямой связи между пожертвованием в виде денег и благословением в виде совершения Таинств или приобретения книг, икон — не существует. Значит, основополагающий принцип торговли: обмен денег на товар — здесь не применим.

Нельзя превращать чисто церковные отношения в акт купли-продажи, нельзя превращать церковную лавку в специализированный магазин религиозных товаров и услуг.

Очень печально, что наше законодательство не желает рассматривать это сугубо церковное явление как юридический феномен, как исключение из обычного порядка вещей, — и таким образом профанирует его, унижает до уровня экономической деятельности.

Об этом говорит великий русский экзегет свят. Феофан Затворник в толковании на изречение святого апостола Павла: «Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное» и комментарий к этим словам свт. Иоанна Златоуста: «Дабы доставляющее что-нибудь учителям не думали о себе много, он (апостол Павел) показывает, что они больше получают, нежели дают. Земледельцы что посеют, то и пожинают; а мы сеем в душах ваших духовное, а пожинаем вещественное; ибо такова доставляемая нам пища». «Вкушающие духовных благ от веры и сами собою готовы бывают все отдать тем, которые привели их в причастие сих благ. Ибо вера Христова — не голая теория, а дело обновления души, которое тотчас и ощущается. Ощутивший же его сознает, что сподобился блага, которому цены нет на земле. Как не будет такой готов всем делиться с своим просветителем?!»

К этим словам нам больше нечего добавить. Остается только пожелать, чтобы мы сами, священники и миряне, вели себя так, чтобы власть предержащие увидели, осознали: в храме нет акта купли-продажи, но принятие добровольного пожертвования и преподаяние церковного благословения в духе взаимной христианской любви.

«Церковный Вестник», №1, 2002 год
http://www.tserkov.info

 

 



Calendar
  Май 2024   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31  

Устав трапезы
в Рождественский пост

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса


перейти к разделу
Подвиг евангельского общения


Блажен монах, который каждочасно почитает себя достойным всякого бесчестия и уничижения.
прп. Иоанн Лествичник







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
2202 2036 2625 7465 Татьяна Юрьевна С.
Просьба указывать,
на что перечисляется пожертвование:
"на требы";
"на социальный отдел"
и т.д.



Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb