Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620144 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск обратная связь

English Version

О монастыре
Храмы обители
Требы
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Монашеский путь
Духовник обители
Слово с амвона
Беседы о духовной жизни
Публикации
О чудесах «по расписанию»
От чего зависит спасение
Трапеза исполнена…
Печаль и радость
Пожертвование и благословение
Я ушел в монастырь…
Слова после постригов
Стихотворения
Теологические сонеты
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефон для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151

Паломничество в Меркушино (размещение, питание): 8-902-87-46-002

ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ
О ЗДРАВИИ
И УПОКОЕНИИ


22.12.2023
Обновлены актуальные нужды социальной службы
02.12.2023
Изменено расписание богослужений в храме св. Александра Невского
26.11.2023
Появился устав трапезы в Рождественский пост
24.11.2023
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ "Самое удивительное чудо, или Как изменить мир"
Архив новостей


Книги издательства

Трапеза исполнена, насладитеся вси


Можно ли причащаться в Пасху? Казалось бы, вопрос странный и для обсуждения в официальном церковном издании не подходящий. Если причащаться нельзя, то для чего же совершается литургия? Почему нужно уклоняться от величайшего Таинства в самый великий Праздник? Однако, как выясняется, по этому поводу существуют стойкие заблуждения. Многие верующие считают, что уклониться следует именно потому, что Праздник — самый великий. Якобы подойти к Чаше в такой день — это признак гордыни. Самое странное, что так думают не только церковные неофиты или суеверные бабушки. Такого мнения придерживаются многие наши братья-священнослужители, в том числе и настоятели храмов. В результате в Пасху лишаются св. Причастия целые приходы.


Одна благочестивая женщина, узнав о теме этой статьи, попросила меня: «Когда опубликуют, сообщите мне, пожалуйста.
Я хочу показать батюшке в нашем храме. У нас в Пасху никто не причащается, а храм — один на весь город. Поэтому я стараюсь Пасху встречать в другом городе, в монастыре». Другая знакомая рассказала о том, что недавно произошло с ее родственницей. Родственница — человек очень пожилой, к тому же больна раком, поэтому в храм ходит редко. Чтобы исповедать и причастить ее, священник, как правило, приезжает к ней домой. Но в последнюю Пасху она решила все-таки выбраться в храм, помолиться на богослужении, причаститься. Заранее исповедовалась, говела, мужественно отстояла всю службу, конечно, не без помощи родственников. Подошла к св. Чаше — и услышала: «Мы на Пасху причащаем только младенцев»…
Не знаю, на чем основано убеждение отдельных священников и прихожан, что взрослым причащаться в Пасху — это гордыня. Зато хорошо известно мнение Церкви по этому поводу.
В 66-м правиле VI Вселенского Собора сказано: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая и Святыми Тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся».
Святые отцы мало говорят о причащении именно на Пасху (вероятно, ввиду того что в древности этот вопрос не поднимался), однако встречающиеся в их творениях высказывания весьма категоричны. У преподобного Никодима Святогорца и святителя Макария Коринфского читаем: «Те, которые, хотя и постятся перед Пасхой, но на Пасху не причащаются, такие люди Пасху не празднуют». Это суждение святые основывают на том, что, собственно, Пасха — это и есть Христос, как говорит Апостол: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5, 7). Таким образом, праздновать Пасху значит приобщаться к Пасхе — Христу, Его Телу и Крови.
«Трапеза исполнена, насладитеся вси. Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай...» О чем же говорит святитель Иоанн Златоуст в Огласительном слове, читаемом на пасхальном богослужении, как не о причастии? Тельцом упитанным Церковь называет Христа. Так, в толковании на притчу о блудном сыне, где под блудным сыном подразумеваемся все мы, а под отцом — Отец наш Небесный, говорится: «И тельца упитанного его ради (то есть нас ради. — Ред.) закалает, Сына Своего Единороднаго Отец, и Плоти Его дает причаститися и Крови» (Синаксарий в Hеделю блуднаго сына).
Великий Григорий Палама законополагает в «Десятословии», чтобы христиане приобщались каждое воскресенье и каждый великий Праздник. Примечательно также и то, что говорится в «Томосе единения» о епитимиях, определяемых лицам, вступающим в третий брак: «Если кто, достигнув сорока лет и при этом ни возраста не стыдясь, ни о должной христианской благопристойной жизни не заботясь, только лишь по действию страстного вожделения впадает в третий брак, тот да будет в течение пяти лет не причащающимся Святыни Причастия, и этот срок никак не может быть сокращен. Но и после того как он удостоится Пречистого Причастия, да не будет ему позволено причащаться в иное время, кроме как на спасительное Христа Бога нашего Воскресение, ради очищения, насколько возможно, бываемого от предшествующего воздержания Великого поста».
Итак, даже лица, подвергаемые епитимии, могут причащаться на Пасху, причем именно на Пасху, а у нас верующий человек, проведший пост в воздержании и чистоте, лишается того, о чем Церковь молится еще и до начала поста: «…снестся нами Агнец Божий во священной и светоносной нощи Воскресения» (Неделя мясопустная. Стихира на стиховне вечера). Кстати, о песнопениях. Разве случайно то, что именно в Пасху и на Светлой седмице Церковь поет «Тело Христово приимите» (см. причастен Пасхи) до того, как выносится Чаша, призывая к Причастию всех присутствующих на богослужении?
Однако не хотелось бы впадать и в другую крайность. Нельзя утверждать, что на Пасху должны причащаться буквально все, в том числе и те, кто оказался в храме случайно. Можно понять тех пастырей, которые опасаются, что в праздничной сутолоке к Чаше будут подходить люди не подготовленные, не постившиеся, не бывшие на исповеди или даже вообще не принадлежащие к Православной Церкви. О том, что недопустимо причащаться на Пасху людям, которые к этому не готовы, говорил тот же Иоанн Златоуст: «Вижу, что происходит большой беспорядок в этом деле. Ибо в иное время вы не причащаетесь, хотя бываете зачастую и чистыми, а когда приходит Пасха, даже если сделали какое-либо зло, дерзаете и причащаетесь. О дурной обычай! О злой предрассудок!»
Подчеркнем, что великий учитель Церкви говорил так вовсе не для того, чтобы запретить причащаться в Пасху, а для того, чтобы призвать людей быть достойными Причастия: «Ни Богоявление, ни Четыредесятница не делают людей достойными Причащения, а делают их достойными искренность и чистота души. С этой чистотой души ты можешь причащаться всякий раз, когда присутствуешь на Литургии, а без нее не причащайся никогда… Дабы наши слова не послужили к еще большему осуждению вас, просим вас не о том, чтобы вы не приходили, а о том, чтобы вы соделали себя достойными и присутствия [на Литургии], и Причащения». Итак, вопрос о том, достоин ли тот или иной человек причащаться на Пасху, сводится к тому, достоин ли он Причастия вообще. Этот вопрос решает духовник на исповеди, и уж конечно он руководствуется вовсе не тем, взрослый перед ним или ребенок, мирянин или монах.
Тем священнослужителям, которые говорят, что невозможно накануне Пасхи исповедать всех желающих, можно посоветовать совершать Таинство исповеди не за день до Пасхи, а с первых дней Страстной седмицы. В одном из наиболее авторитетных руководств по пастырскому богословию говорится: «Если… для множества исповедающихся не может пресвитер управитися в один день перед причащением, как обычай есть, то ничто не препятствует за два или три, или чрез целую седмицу готовящихся исповедывать». Если есть опасение, что к Причастию приступят люди неготовые, можно организовать, чтобы во время Причастия возле Чаши находился священник, который смотрел бы, кто подходит к Чаше, и у незнакомых спрашивал, где и когда они исповедовались. А тех, кто подходит без исповеди, вежливо останавливал и объяснял им, почему нельзя причащаться. Можно найти еще несколько вариантов решения проблемы. Главное, чтобы люди, верные православным традициям, не остались без Причастия в Праздник праздников.

Схиигумен Авраам (Рейдман),
духовник Ново-Тихвинского женского и Спасского мужского монастырей,
г. Екатеринбург
«Церковный Вестник», №9(334), май 2006 г.
http://www.tserkov.info



Calendar
  Май 2024   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31  

Устав трапезы
в Рождественский пост

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса


перейти к разделу
Добрый портной


Чтобы окрепли и возмужали в иноке евангельские свойства, нужны непременно скорби и искушения. Кротость… смирение… терпение и вера [должны быть] испытаны.
Свт.Игнатий Брянчанинов







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
2202 2036 2625 7465 Татьяна Юрьевна С.
Просьба указывать,
на что перечисляется пожертвование:
"на требы";
"на социальный отдел"
и т.д.



Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb