Ново-Тихвинский женский монастырь г.Екатеринбург
  [Наш почтовый ящик]    Адрес: 620144 г. Екатеринбург ул. Зеленая роща, 1   [Версия для печати]    
поиск обратная связь

English Version
Српска верзија

О монастыре
Храмы обители
Требы
Будни и праздники
Святыни
Мастерские
Иконописная
Швейная
Издательство
Переводческий класс
Певческий класс
Библиотека
Церковноисторический кабинет
Просфорня
Монашеский путь
Духовник обители
Подворье в Меркушино
Социальные проекты
Фотоальбом
Библиотека
Открытки
Аудио и видеосюжеты
СМИ об обители
Контакты и реквизиты

Телефон для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью:
8-912-22-76-151

Паломничество в Меркушино (размещение, питание): 8-902-87-46-002

ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ
О ЗДРАВИИ
И УПОКОЕНИИ


22.12.2023
Обновлены актуальные нужды социальной службы
02.12.2023
Изменено расписание богослужений в храме св. Александра Невского
26.11.2023
Появился устав трапезы в Рождественский пост
24.11.2023
В разделе "Будни и праздники" появился рассказ "Самое удивительное чудо, или Как изменить мир"
Архив новостей


Книги издательства

Обитель и ее игумении

За двухсотлетнюю историю монастыря в нем происходило множество событий – радостных и печальных, забытых или запомнившихся многим сестрам. И конечно, главное, что осталось в памяти насельниц или в исторических документах – это любовь и мудрое управление настоятельниц обители. Сегодня мы расскажем о игумениях Александре и Магдалине. При них в обители построили самый большой храм дореволюционного Екатеринбурга, принимали Наследника Российского престола, открывали рукодельные мастерские, воспитывали сирот…

Игумения Александра. Годы перед настоятельством

Июльским днем 1827 года в Пермском кафедральном соборе совершалось особо торжественное богослужение: на литургии за малым входом епископ Дионисий возвел в сан игумении новую настоятельницу Ново-Тихвинского монастыря. Ею стала монахиня Александра.

Игумения Александра происходила из небогатой крестьянской семьи, из села Стриганского Ирбитского уезда. Анастасия (так звали матушку Александру в миру) жила очень скромно, отличалась кротким нравом, строгим поведением и трудолюбием. Она славилась в селе как первая мастерица, умевшая ткать тонкие узорчатые полотна. Родители желали отдать ее замуж и приготовили приданое, да и многие сватались к ней – кто из сельчан не хотел бы женить своего сына на такой искусной рукодельнице и рачительной хозяйке! Но Анастасия всем отказывала. Так и жила она, ожидая, в чем откроется ей воля Божия о ее жизненном пути.

Однажды, когда Анастасии было девятнадцать лет, в Стриганское пришел крестный ход из Екатеринбурга, носивший по епархии святыни – Тихвинскую икону Богородицы и ковчег с частицами святых мощей. От сестер, принимавших участие в крестном ходе, Анастасия узнала, что в Екатеринбурге открыт монастырь. В одном из исторических описаний повествуется об этом так (вероятно, со слов самой матушки Александры):

«Когда монахини и певчие белицы находились со святынями в Стриганском селе, тогда Настасья Ивановна, узнав по рассказам сестер монастырскую жизнь в Екатеринбургской обители, возымела решительное желание поступить в оную, потому что и раньше, дома привыкла вести уединенную, скромную жизнь труженицы-тканицы и крестьянки-работницы. Отец не отпускал свою дочь в монастырь. Тогда Настасья Ивановна стала просить местного писаря о выдаче ей билета на проживание в монастыре. Писарь принял участие в затруднительном положении просительницы, приготовил для нея билет и сумел убедить ея отца отпустить дочь в Екатеринбургскую обитель».

Так в 1811 году Анастасия поступила в монастырь. У новой послушницы были, как говорят, «золотые руки», поэтому вскоре после поступления в обитель матушка Таисия назначила ее старшей в ткацкой мастерской. Руководила ею послушница Анастасия одиннадцать лет, затем около года была благочинной монастыря. В монашество ее постригли в 1824 году. А затем, после кончины игумении Таисии, именно монахиню Александру избрали новой настоятельницей Ново-Тихвинской обители.

Труды и молитвы

Игумения Александра, деятельная, ревностная, умело решала любые трудности монастырской жизни. Так, по ее благословению сестры научились изготовлению собственного кирпича, чтобы возводить из него здания; вблизи от обители выкопали большой пруд. Когда выяснилось, что Александро-Невский собор, который строился уже более двадцати лет, из-за ошибок строителей может обрушиться, матушка Александра приняла дерзновенное решение – разобрать храм до основания и строить заново.

В то время, когда игумения Александра стала настоятельницей, в монастыре было уже почти двести пятьдесят насельниц. Чтобы обеспечить своих сестер всем необходимым, матушка открывала новые рукодельные мастерские: свечной завод, год спустя – иконописную мастерскую. Особенно же заботилась игумения Александра о золотошвейном послушании. И благодаря ее трудам уже вскоре монастырские золотошвеи славились на всю епархию и могли выполнять самые сложные работы. Так, в 1841 году матушка Александра «от усердия к святому угоднику Симеону Праведному» преподнесла архимандриту Афанасию, настоятелю Верхотурского Николаевского монастыря, митру, изготовленную сестрами. Вот как эта митра описана в исторических источниках: «Оная архимандричья митра по голубому бархату шита золотом в разных видах, частью бисером разноцветным, и убрана местами жемчугом. На митре оной оправленных золотою канителью с блесками на финифти 5 икон, опушка золотой бахромы, подклад малиновой шелковой материи». Преподнося митру, матушка просила молитв у отца Афанасия, «желая, дабы Господь чрез Ваши молитвы исцелил многие немощи грехов наших и оживотворил бы нас, немощнейших, Своею благодатью...».

Путь милосердия

Игумения Александра всегда с любовью заботилась о немощных сестрах и богомольцах. В 1832 году был освящен храм во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», выстроенный специально для больных и престарелых. К этой небольшой однопрестольной церкви прилегал больничный корпус, и «во время служения, при открытии дверей, все болящие и даже на одрах лежащие имели возможность слушать священнослужение...». Через несколько лет, в 1838 году в обители было открыто училище для девочек, куда принимали «девиц духовного звания», причем предпочтение среди них отдавалось сиротам. Содержалось училище полностью за монастырский счет, попечительницей была сама настоятельница, преподавали священники и сестры монастыря. Матушка Александра, несмотря на множество трудов, сама ежедневно просматривала журналы, куда учителя вносили отчеты о знаниях воспитанниц, а иногда даже приходила в классы и спрашивала учениц что-нибудь из пройденных ими уроков.

Радость обители

В 1837 году монастырь посетил наследник престола Великий Князь Александр Николаевич, будущий Император Александр II. Наследник путешествовал по Сибири и Уралу со своим наставником Василием Жуковским и не преминул посетить обитель, которой некогда благодетельствовал его дед. Принимали высоких гостей в пятницу, постный день. Конечно, наследнику и его свите была предложена трапеза, и, по монастырскому преданию, Великий Князь сказал: «Нигде так вкусно не ел – а все потому, что это монастырь, и еда готовится с молитвой».

В 1854 году произошло радостное для матушки Александры и сестер событие – через сорок лет после закладки был наконец-то полностью освящен обширный Александро-Невский собор, вмещавший до пяти тысяч человек. Труды игумении Александры, благословившей перестроить храм, принесли свой плод: теперь все сестры обители и многочисленные богомольцы могли молиться в просторном соборе. Это было последним, что успела сделать игумения Александра. В начале ноября 1857 года она заболела бронхитом. Несмотря на лечение, болезнь прогрессировала, и 10 февраля 1858 года, в шестьдесят шесть лет, матушка Александра тихо отошла ко Господу.

Ученица двух игумений

После кончины игумении Александры настоятельский посох приняла игумения Магдалина (в миру – Мария Анатольевна Неустроева). Она управляла монастырем тридцать пять лет – с 1858 по 1893 годы. В монастырь Машу Неустроеву отдали в 1817 году, пятилетней девочкой. Первой ее духовной воспитательницей была сама игумения Таисия. В монастыре послушницу Марию, как и всех других насельниц, обучали грамоте, Закону Божиему, рукоделиям, причем у нее обнаружились способности и к шитью, и к пению, и к рисованию. Сестру Марию определили на послушание в золотошвейную мастерскую, кроме того, она занималась шитьем по канве шерстями, шелками и бисером, трафаретным рисованием, а во время богослужений пела и читала на клиросе. Когда Марии было четырнадцать лет, скончалась игумения Таисия, которая была для нее, как и для других сестер, наставницей и духовной матерью. Жизнь послушницы Марии проходила теперь под руководством новой настоятельницы, матушки Александры.

Игумения Александра видела скромность, усердие и необыкновенное трудолюбие юной послушницы – и решила поручить ей необычное для такого возраста послушание. В 1830 году послушницу Марию, которой было всего лишь восемнадцать лет, назначили старшей над всеми рукодельными мастерскими. Прошло еще шесть лет, и к столь серьезному послушанию добавилось еще одно – заведывание монастырской библиотекой. Чтение святых отцов было одним из самых любимых занятий послушницы Марии – и в то время, и спустя годы, уже после назначения ее на настоятельскую должность. В дореволюционной монастырской библиотеке хранилось много книг с ее собственноручными пометками и надписями.

Вскоре послушница Мария была облечена в рясофор, а в 1844 году приняла монашеский постриг с именем Магдалина. Матушка Александра очень ценила монахиню Магдалину за ее усердие и трудолюбие, со временем она поручала своей помощнице все более сложные послушания. В 1848 году игумения Александра доверила ей ответственное дело, одно из самых дорогих ее сердцу, – монахиня Магдалина начала помогать ей в управлении монастырским училищем. При этом она продолжала нести и все прежние свои послушания и прекрасно с ними справлялась, а с 1856 года была назначена и казначеей монастыря.

Через несколько дней после кончины матушки Александры монахиня Магдалина была избрана сестрами новой настоятельницей. Вскоре она была возведена в сан игумении.

Расцвет обители

Игумения Магдалина с большим усердием и энергией продолжала обустраивать монастырь. В 1865 году была достроена монументальная надвратная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Церковь освятили 23 июня, в преддверии главного праздника обители – дня Тихвинской иконы Божией Матери. Через год архиепископ Неофит освятил еще один храм – во имя преподобного Феодосия Тотемского. Эта церковь завершила уникальную архитектурную композицию восточного фасада. Теперь перед теми, кто подъезжал к монастырю по Александровскому проспекту, еще издали открывалась великолепная панорама – стройный ансамбль из трех храмов, соединенных келейными корпусами; в центре была самая высокая Введенская церковь.

Монастырь рос с небывалой быстротой: ко времени назначения игумении Магдалины здесь насчитывалось около четырехсот сестер, к 1881 году их было уже 510, а в 1890 году – 605. Для управления такой большой обителью настоятельница должна была иметь великую самоотверженность, энергичность и организаторский талант, а главное – смиренную надежду на Господа и пламенную молитву. Такой и была матушка Магдалина.

Тридцать пять лет самоотверженных трудов

Чтение Священного Писания и святоотеческих книг, ежедневное посещение богослужений, участие в Таинствах, келейная молитва, труд над очищением своей души – все это было главным в жизни обители и ее сестер. Но, зная, какую духовную пользу могут принести монахам и внешние труды, если они исполняются со смирением и самоотречением, матушка Магдалина заботилась и о том, чтобы ни одна насельница монастыря не оставалась праздной. Едва только поступая в обитель, сестра сразу получала несколько занятий. В первую очередь она должна была выучиться грамоте и Закону Божиему, одновременно ее обучали различным рукоделиям, стараясь выявить ее способности. Затем сестре поручали дело либо в одной из мастерских, либо на «церковном послушании», либо на так называемых общих (чаще всего хозяйственных или сельских) работах.

Одним из главных попечений оставались для игумении Магдалины и дела милосердия. По-прежнему с любовью относилась матушка Магдалина к монастырскому училищу, оставаясь, как и раньше, его попечительницей. При ней монастырское училище было преобразовано в четырехклассное, а затем – в епархиальное с шестиклассным курсом обучения. И хотя училище по сути уже не было монастырским, но игумения Магдалина оставалась его начальницей еще десять лет, продолжая заботиться обо всех его нуждах. С таким же милосердием заботилась игумения Магдалина и о приюте, созданном ею при обители в 1865 году. Здесь воспитывались девочки-сироты духовного сословия 6-10 лет.

Тридцать пять лет несла игумения Магдалина нелегкий крест настоятельства – для монастыря это время было целой эпохой. Силы постепенно покидали матушку Магдалину, но, несмотря на это, она продолжала все их отдавать на служение обители. С конца 1880-х годов игумения Магдалина все более недомогала, нередко жаловалась на головные боли и упадок сил. Но, сохраняя духовную бодрость и превозмогая себя, она до последних дней продолжала заниматься монастырскими делами. Только за несколько недель до кончины она не смогла уже вставать с одра болезни. Матушка Магдалина чувствовала приближение смерти и нередко в забытьи говорила келейницам: «Пора, пора отправляться домой», «Ах! Поскорей бы домой, наскучило мне здесь»... В ноябре и декабре 1892 года матушка Магдалина чаще обычного исповедалась и причащалась – каждый раз, когда чувствовала усиление болезни. Накануне смерти игумения Магдалина получила благословение епископа Афанасия, который с большим почтением относился к обители и ее настоятельнице – Владыка послал матушке Магдалине Черниговскую икону Пресвятой Богородицы. Матушка приняла этот дар с радостными слезами. На следующий день 10 января 1893 года в 6 часов утра ее душа перешла из этого мира в блаженную Вечность, куда стремилась всю жизнь.

Так завершилось это благословенное Господом настоятельство, которое принесло столько блага Ново-Тихвинскому монастырю. Впереди обитель ожидало еще много событий – и радостных, и скорбных: приезд отца Иоанна Кронштадтского, столетний юбилей, первая русская революция и октябрьский переворот, закрытие монастыря, аресты насельниц и, наконец, через годы – возрождение…

Летопись монастыря
Игумения Таисия
21.03.2010



Calendar
  Апрель 2024   Предыдущий месяц Следующий месяц
ПНВТСРЧТПТСБВС
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30  

Устав трапезы
в Рождественский пост

Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского

Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса

06.08.2022
Теперь они вместе с Царем-страстотерпцем молятся за нас

12.03.2022
Священномученик Сергий Увицкий

09.02.2022
«Сии не убояшася темницы»:

Схимонахиня Николая

Выставка "Сестры Ново-Тихвинского монастыря в период гонений"

Память священномученика Константина Меркушинского

Поездка к Аннушке

Наша небесная сомолитвенница

Панихида в день памяти новомучеников и исповедников Российских"

перейти к разделу
Как пасхальные подарки приехали к детям


Жизнь монаха - постоянное мученичество. Сладкий Иисус познается в скорбях. И как только взыщешь Его, так Он тебе предлагает скорби… Предшествует мед благодати, а следует горечь искушения.
Старец Иосиф Афонский







Вышивка

Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта


[ Главная | Жизнь обители | Монашеский путь | Паломничество | Календарь | Благотворительные проекты | Фотоальбом | Библиотека | Открытки | СМИ об обители | Карта сайта | Контакты и реквизиты | Наши баннеры ]

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Благословляется публиковать материалы сайта только со ссылкой на sestry.ru

Карта Сбербанка
2202 2036 2625 7465 Татьяна Юрьевна С.
Просьба указывать,
на что перечисляется пожертвование:
"на требы";
"на социальный отдел"
и т.д.



Творчество,христианство,православие,культура,литература,религия   Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb