|
Схиархимандрит Авраам (Рейдман) |
Введение во храм Пресвятой Богородицы
Ангели и человецы, Девы вхождение почтим, яко со славою вниде во Святая Святых
Когда Пресвятой Деве исполнилось 3 года, Ее родители, верные своему обету посвятить Господу богодарованное Дитя, торжественно ввели Пречистую Дщерь во храм Иерусалимский «воспитатися божественною благодатию» пред Богом. Хотя Богоизбранная Отроковица, по выражению церковных песнопений, еще «трилетствовала телом», но уже «многолетствовала духом», хотя и «младенчествовала плотию, но была совершенна душою».
Потому Она, взирая на храм Божий как на любезнейшее пристанище, вошла в него в радости и веселии и, будучи окрыляема духом любви к Богу, легко взошла, к удивлению всех, по 15 высоким храмовым ступеням.
Первосвященник по особому откровению Божию ввел Преблагословенную во Святая Святых, что изумило не только всех присутствовавших, но и «ангелы вхождение Пречистыя зряще удивишася», ибо это была священнейшая часть храма, недоступная никому, куда и сам первосвященник входил лишь раз в год. Поразительное сие событие предуказывало величие вошедшей во храм Девы, неизмеримое человеческим умом и превышающее все законы естества.
Евангельское чтение
(Евангелие от Луки, 54 зачало, глава X, стихи 38-42, глава XI, стихи 27-28)
В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
Из проповедей, сказанных в разные годы.
Сегодня мы вспоминаем не только само Введение во храм, но и то, ради чего Пресвятая Богородица вошла туда и ради чего Она подвизалась. Она заняла место, которое когда-то предназначалось Ее прообразу, ковчегу завета, и теперь Она Сама сделалась живым Ковчегом, предочистилась, подготовилась и вышла на новый подвиг – Дева стала Божией Матерью. Вот какое событие предлагает нам сегодня для богомыслия Предание Православной Церкви.
Мы почитаем великих людей и восхищаемся своими знаменитыми соотечественниками: полководцами, царями, князьями, а иногда прославляем даже людей, не достойных этого за свои злые и страшные дела, людей противящихся Христу. Но гораздо более велик Человек, о Котором мы говорили сегодня. Мир по-настоящему не осознает этого, но слава Пресвятой Девы Богородицы не исчезнет в сем веке, как бы ни хотели того противники Церкви и Божией Матери, а в будущей жизни превзойдет славу всех людей и Ангелов. И если Бог нас помилует, то и мы увидим славу величайшей из всех сотворенных существ – Божией Матери.
Вся проповедь
Спаситель сказал Марии, упрекнув прежде Марфу: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее». В еще большей степени эти слова можно отнести к Пресвятой Деве. «Благая часть» у Нее не могла быть отнята, Она пребывала в этом состоянии вплоть до Своего блаженного Успения, и великое чудо Боговоплощения (против всякого здравого смысла) совершилось именно благодаря Той, Которая из любви к Господу обрекла себя на самое униженное состояние.
Но Спаситель сказал: «Блаженны, слышащие слово Божие и соблюдающие его», после того как некая женщина восхвалила Пресвятую Деву, родившую Его. Каждый из тех, кто избирает эту участь – присидение у ног Иисуса – должен избирать ее сознательно, ради своего спасения, а не делая эту духовную как бы праздность поводом к тому, чтобы устраниться от обычных служений. Присидение у ног Иисусовых совсем не обязательно выражается в отшельничестве или затворничестве. Можно пребывать в этом состоянии и во время своих обычных занятий. Если человек сознательно это выбрал и сделал это не ради того, чтобы иметь более легкую участь, а единственно ради спасения, то эта «благая часть» от него никогда не отнимется.
Вся проповедь
|