|
Схиархимандрит Авраам (Рейдман) |
Память праведного Симеона Верхотурского
Странное на земли житие пожив и удалився суетнаго мира, добродетельми к Богу приближился еси
Праведный Симеон Верхотурский — святой, особо чтимый на Уральской земле. Как ни странно, но память об этом человеке не сохранилась даже у ближайших современников, имени его не могли вспомнить уже через несколько десятилетий после его кончины. Однако Господь так возвысил Своего угодника, что ныне места его
подвигов и его нетленные мощи привлекают к себе все больше и больше
паломников, по молитвам к нему и в наши дни исцеляются все, просящие с верою помощи и заступничества!
Жизнь святого привлекла благодать Божию к этим местам. Праздник этот — праздник не только мира и спокойствия, того мира, который может дать только Спаситель — это праздник веры, праздник смирения, величайших добродетелей, которые стяжал чудотворец Верхотурский и всея Сибири Симеон.
Евангельское чтение
(Евангелие от Луки, 24 зачало, глава VI, стихи 17-23)
И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах.
Из проповедей, сказанных в разные годы.
Вот чему учит нас жизнь святого праведного Симеона Верхотурского: совершать свой подвиг в безвестности, втайне, ища славы лишь от Единого Бога, и совершать этот подвиг искренно – не перед людьми только, но прежде всего перед самим собой, перед своей собственной совестью, перед Богом. И Господь прославит нас присутствием Своей Божественной благодати, дарованием возможности и способности вести добродетельную жизнь, миром и благодатным утешением в нашей душе. Он прославит нас таким блаженством, о котором сказано в Нагорной проповеди: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие».
Вся проповедь
Спаситель также сказал: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Неопытные в духовной жизни люди видят в этом аллегорию и толкуют в том смысле, что от нас самих зависит приобретение Царства Божия. Такое мнение, может быть, отчасти и правильно. Но главный смысл этого изречения Спасителя в том, что Царство Божие действительно, в буквальном значении является в душе, сердце человека, во всем его существе. Когда оно открывается внутри человека, он становится сосудом Святого Духа. В той мере, в какой доступно живущему на земле человеку, этот подвижник предвкушает Царство Божие, которое во всей полноте откроется ему и в будущей жизни. Такой человек избегает мнимого житейского разнообразия ради, опять же, мнимого однообразия духовной жизни. Ведь все наше «разнообразие» на самом деле пустота, нелепость и суета. Оттого что нам уныло и скучно, мы изобретаем все новые и новые занятия, чтобы, подобно пьянице, забыться в суете, затмить свой разум и не помнить, как пусто и скверно у нас в душе. Само это разнообразие подтверждает то, что мы ничем не можем удовлетвориться. Но подвижник, стяжавший Царство Божие внутри себя, пренебрегает всем этим как ничего не значащим, как уже почти не существующим для него. Он ищет лишь «единого на потребу» (Лк. 10, 42), того, что единственно и нужно человеку. И в этом едином он находит настолько великое разнообразие духовных чувств, что даже и не думает, будто он от чего-то отрекся и сделал нечто значительное. Наоборот, такой человек считает себя мудрым и даже хитрым, всех обманувшим и приобретшим евангельскую жемчужину, которая стоит более всех земных сокровищ (см. Мф. 13, 45–46). Вот образ жизни святого праведного Симеона.
Вся проповедь
|