|
Схиархимандрит Авраам (Рейдман) |
Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Евангельское чтение
(Мк 24, стихи 6, 14-30)
Царь Ирод, услышав об Иисусе [ибо имя Его стало гласно], говорил: это
Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один
из пророков. Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я
обезглавил; он воскрес из мертвых. Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и
заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому
что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену
брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не
могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и
берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.
Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал
пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, -
дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь
сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей:
чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.
Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы
Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила,
говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна
Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не
захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел
принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес
голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери
своей. Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его
во гробе. И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что
сделали, и чему научили.
Из проповедей, сказанных в разные годы.
Нечто подобное действию алкоголя испытываем все мы, когда даем волю своим страстям. Алкоголь освобождает страсти, но дать им волю могут и наше нерадение, и наша гордость. Ведь гордость лишает нас благодати, подавляющей действие страстей. Сластолюбие и самолюбие также дают свободу страстям, потому что ради своего «я», ради этого идола, которому поклоняемся, мы готовы совершить все что угодно. Иногда мы поклоняемся и своему разуму, например, когда считаем свой взгляд на вещи и свое понимание действительности единственно справедливыми. Такая мнимая справедливость также разнуздывает страсти, скованные прежде совестью, понуждением, молитвой и благодатью. Под действием страстей мы готовы совершить самое страшное преступление. Страсти убивают в нашей душе покаяние, как Ирод убил Иоанна Крестителя – учителя покаяния. Они лишают нас благодати (имя Иоанн означает «благодать Божия»). Под действием разнузданных страстей мы, подобно тому как Ирод незаконно казнил Иоанна Крестителя, казним в себе проповедь покаяния (то есть упреки совести), которая находится в нашей душе как бы заключенной в темницу и к которой мы иногда с удовольствием прислушиваемся и многое делаем, повинуясь ее голосу.
Вся проповедь
|