|
Схиархимандрит Авраам (Рейдман) |
Успение Пресвятой Богородицы
Преукрашенная божественною славою, священная и славная, Дево, память Твоя, вся собра к веселию верныя
День кончины Пресвятой Богородицы был возвещен Ей архангелом Гавриилом за три дня до Ее святого Успения. Ко времени Ее отшествия из этого мира Апостолы были чудесно собраны из разных стран земли, куда они разошлись для проповеди Евангелия. В момент блаженного исхода Богоматери Сам Господь Иисус Христос видимо явился вместе с сонмом ангелов и святых и принял пречистую душу Ее в Свои руки. На третий день после погребения Божией Матери в Иерусалим пришел апостол Фома, который тяжко скорбел, что не удостоился быть при Ее кончине. Для того, чтобы он мог поклониться останкам Пресвятой Девы, апостолы отвалили камень, заграждавший вход в гробницу, но увидели, что там лежат лишь благоухающие ризы и убедились, что Матерь Жизни хотя и умерла, но восстала, подобно Своему Сыну, для вечной жизни. Поэтому, как говорит св. Андрей Критский, «радостно и не плачевно торжество настоящего дня». Пребывая отныне рядом с возлюбленным Своим Сыном, Богородица молитвенно простирает к Нему руки за весь мир и является обидимым помощницей, скорбящим — утешением, больным — исцелением, и всем верным — покровом и Заступницей.
Евангельское чтение
(Евангелие от Луки, 54 зачало, глава X, стихи 38-42, глава XI, стихи 27-28)
В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
Из проповедей, сказанных в разные годы.
Сегодняшнее евангельское чтение на примере Марии, сестры Лазаря, показывает нам в некоторой малой степени внутреннее состояние Самой Пресвятой Девы, хотя Она несравненно превосходит Марию. И мы все должны стараться подражать Пресвятой Богородице, в особенности те из нас, кто избрал монашеский образ жизни, потому что в стремлении к такому духовному состоянию и есть смысл монашества. Можно сказать, что Пресвятая Дева Богородица была первой монахиней, родоначальницей этого образа жизни и необыкновенным, высочайшим примером для подражания. Она избрала «благую часть», которую никто и никогда не мог у Нее отнять, и мы также должны избирать «благую часть» – не в том смысле, чтобы пренебрегать какими-то необходимыми делами, которые, в сущности, являются заботой о самих себе, а в том, чтобы на первое место всегда и везде ставить пребывание и единение с Господом. Мы должны, подражая в этом Марии, сестре Лазаря, а еще больше – Пресвятой Деве Марии, сидеть при ногах Иисусовых и слушать Его слово. И тогда эта «благая часть» не отнимется от нас, и мы будем истинными монашествующими, а не только по одеянию.
Вся проповедь
Вспоминая сегодня Успение Божией Матери, мы одновременно вспоминаем и Ее воскресение. Оно не празднуется особо, потому что мы не знаем точно, произошло ли оно в тот же день или на следующий. Однако в богослужебных песнопениях и творениях святых отцов о воскресении Пресвятой Богородицы говорится, как о вещи само собой разумеющейся. Этот как будто бы грустный праздник, Успение Пресвятой Богородицы, заключает в себе необыкновенное утешение и радость, нечто, если так можно выразиться, сладостное. И совершенно справедливо женщина, упоминаемая в сегодняшнем евангельском чтении, воскликнула: «Блаженно чрево, носившее Тя, и сосца, яже еси ссал», а мы, по сути вторим ей, когда молимся: «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу». Мы будем прославлять Божию Матерь, несмотря на все укоры и безумные хулы, которыми осыпают Ее и безбожники, и еретики, называющие себя христианами. Как можно быть христианином и не почитать Матерь Христову? Поступающие так – лжехристиане, несмотря на то, что они имеют, может быть, самый добродетельный вид. Это волки в овечьей шкуре. Мы же, хотя и грешные люди, но почитаем Божию Матерь и потому надеемся на милость Божию. Почитание Божией Матери, как и прочие части Священного Предания, – это та самая простая вера, которая проповедана апостолами и нужна для спасения. Для нашего спасения необходимы Православие и покаяние. Если мы будем ревновать о них, то милость Божия и молитвы Божией Матери и всех угодников Божиих нас не оставят.
Вся проповедь
|