Неделя о Страшном Суде
Евангельское чтение
(Евангелие от Матфея, 106 зачало, глава XXV, стихи 31-46)
Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
Из проповедей, сказанных в разные годы.
|
Схиархимандрит Авраам (Рейдман) |
Когда Господь Иисус Христос в Своем поучении упрекает тех, кто не оказал Ему милости, они говорят: «Мы не имели возможности сделать добро Тебе, Господи, потому что мы никогда Тебя не видели». Действительно, кто мог напитать Иисуса Христа, когда Он был голоден, утолить Его жажду, помочь Ему во всех Его нуждах? Конечно, только Его современники. Надо сказать, что и среди них немногие оказывали Ему помощь. За Ним следовали женщины, служившие Ему от имений своих; в свой дом Его принимали Марфа и Мария. А как же сделать добро Господу Иисусу Христу нам, если мы живем почти две тысячи лет после того, как Он жил и проповедовал на земле? Быть может, и мы захотим сказать на Страшном Суде: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» «Тогда скажет им в ответ (скажет всем тем, кто оправдывает себя тем, что не было у них возможности послужить Господу, а если бы была, то, конечно, послужили бы. — Игум. А.): истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (ст. 44–45). Сам Господь Иисус Христос находится в том человеке, которого мы презираем, считая ничтожным или, как здесь он назван, «меньшим». Послужив этому человеку, хотя бы это был преступник, находящийся в тюрьме, мы бы послужили Самому Спасителю.
Вся проповедь
Надо всячески понуждать себя — даже и против воли, противясь своему окаменевшему сердцу, — делать добро каждому человеку с благоговейным уважением, а не с презрением, служить ему так, как будто это Сам Бог. Выражаясь просто, мы должны молиться на каждого человека. Когда мы хотим сказать, что любим кого-то, то говорим: «Я молюсь на него». Вот так мы должны относиться не только к христианам, но и к любому нашему ближнему. А наш ближний — каждый нуждающийся в помощи: пище, одежде, крове, лекарствах, утешении, сочувствии, добром слове. Всякий человек является нашим ближним, и в нем — Сам Господь Иисус Христос, Сын Божий.
Вся проповедь
Те же самые благодать и слава Божия, изливающиеся на людей, которые во время земной жизни изменили себя, уподобились Богу в любви к ближнему, в котором увидели образ Божий, сделают их способными в будущей жизни наслаждаться всеизобильной, бесконечной любовью Божией. Эти благость, слава и милость Божия будут столь велики, непостижимы и многообразны, что сделают человека счастливым во веки веков. В этой жизни мы наслаждаемся разнообразием удовольствий — как невинных, так и греховных. В жизни же будущей наслаждение, благость и счастье от общения с Богом будут столь многообразны, что они, можно сказать, будут бесконечны. Человеку, который общается с Богом, вошел в единение с Ним, это общение никогда не покажется надоевшим, уже испытанным. Он будет им вновь наслаждаться и вновь жаждать большего, потому что не сможет им насытиться. Бог, как Существо бесконечное, изливающее Свою непостижимую благость на сотворенные Им существа, будет познаваться человеком безгранично, во веки веков. И Царству Небесному не будет конца.
Вся проповедь
Мы не знаем, когда произойдет Второе пришествие, может быть, это случится через несколько сотен лет, или через какой-то другой срок, или во время нашей земной жизни... Однако для каждого время Суда наступит после его смерти. Пророк Давид сказал: «Что есть жизнь человека? Семьдесят лет. Если же в силах, то восемьдесят лет, а что сверх того, то страдания и болезнь» (см. Пс. 89, 10). Итак, пока еще есть возможность каяться, будем признаваться в своих грехах, исповедовать их, а главное — понуждать себя жить по Евангелию. Будем понуждать себя служить всем тем людям, которые нас окружают, как Христу, как Господу, хотя бы мы и не имели в душе искреннего чувства любви. И тогда, быть может, не замечаемое нами по своей незначительности малое добро принесет нам великую пользу и мы вместе с праведниками войдем в жизнь вечную.
Вся проповедь
|