Неделя 13-я по Пятидесятнице (притча о неблагодарных виноградарях)
Евангельское чтение
(Евангелие от Матфея, 87 зачало, глава XXI, стихи 33-42)
Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?
Из проповедей, сказанных в разные годы.
|
Схиархимандрит Авраам (Рейдман) |
Именно оттого, что в России массы народа были к вере безразличны, случилось так, что малому числу злонамеренных людей удалось отвратить от Православия многочисленный народ и погубить огромную процветающую державу. Большинство людей, которые сохранили ревность и преданность Церкви, было просто уничтожено. Я думаю, что так было всегда. Во времена магометанского нашествия на Византию люди отрекались от веры по той же причине. Тогда многие христиане предпочли спокойную жизнь угнетению под игом исламистов и, выбрав материальное благополучие, приняли магометанство. И во времена отпадения Западной Церкви от Православия, и во времена, когда католики насаждали унию на Украине, безразличие было союзником неверия.
Мы должны всячески остерегаться этой страсти и не путать ее с душевным миром. Никогда не нужно под предлогом душевного мира сохранять безразличие к вопросам, касающимся нашего спасения. Виноградник истинной веры, Церковь Христова, насажден в разных народах, но он же насажден и в сердце каждого из нас. Совершая дело своего спасения, занимаясь своей душой, то есть борясь со страстями и понуждая себя к исполнению заповедей, мы думаем, казалось бы, только о себе, о своем спасении. Мы поступаем как будто бы эгоистично, но тем самым мы возделываем Церковь Божию, приносим пользу Церкви. А тот, кто думает о Церкви, но ограничивается пустыми разговорами и ничего не делает, конечно же, не принесет пользы ни себе, ни другим православным христианам. Так мы можем истолковать эту притчу по отношению к каждому из нас и извлечь для себя практическую пользу.
Вся проповедь
Нужно понуждать себя не только к молитве, но и к тому, чтобы жить по Евангелию. Для этого нужно чаще читать Новый Завет, книги святых отцов, толкующих его, а в особенности – учиться применять в своей повседневной жизни нравственное учение Церкви, заключенное в Священном Писании и святоотеческом Предании. Не нужно думать, что христианство обязательно проявляется в чем-то великом или заключается в непрестанной молитве. Когда мы едем в автобусе и нас толкают, мы и на это должны реагировать по-христиански, а не как неверующие люди – грубостью, гневом; когда возникает неудовольствие в семье, и здесь нужно вести себя по-христиански. В автобусе ли, на вечеринке или обеде у своих друзей, в самом неподходящем, казалось бы, месте – везде и всюду во главу угла должен быть поставлен Христос. Во всех мелочах, которыми мы обычно пренебрегаем, не замечаем их и потому бесконечно грешим – во всем мы должны быть христианами. В своей повседневной и, как нам кажется, суетной жизни мы должны в каждое мгновение ставить во главу угла Господа Иисуса Христа и Его заповеди и на этом основывать свою жизнь. Иначе мы не имеем права называться христианами. В нашем представлении должно наступить какое-то великое испытание, в котором мы покажем себя христианами. А ты покажи себя христианином в то время, когда тебе в автобусе наступили на ногу, или когда ты пришел домой, а обед не приготовлен, тогда и в более серьезной и ответственной ситуации благодать Божия поможет тебе проявить христианские добродетели. Иначе, пренебрегая малыми, повседневными случаями и ища особенных, мы показываем свое лицемерие, лукавство и то, что на самом деле мы жить по-христиански не желаем. Быть может, в нашей жизни не будет никаких особенных испытаний, и дай Бог, чтоб не было (только самонадеянный и гордый человек желает скорбей и испытаний, здравомыслящий никогда не будет их искать). Так пройдет вся наша жизнь, и мы так и не увидим случая, когда нужно вести себя по-христиански. Не было, как нам кажется, у нас возможности показать, что мы верующие люди. Все это обличает наше безразличие к Господу Иисусу Христу, обличает то, что христианство в нашей жизни и сознании стоит на последнем месте.
Вся проповедь
Если мы будем помнить об этом более широком толковании, то нужно признать, что Церковь – это только одно из проявлений Царствия Божия, а существуют и другие его проявления. Христианин, который живет в Церкви и Церковью, ничего не получает помимо Нее. Однако он отличает нечто общее, допустим, общественное богослужение, от личной молитвы, то есть отличает те ощущения, которые получает во время молитвы в храме, от тех, которые испытывает во время молитвы келейной. Поэтому можно условно разделить проявления Царствия Божия на внешние, церковные, и внутренние, индивидуальные. Наверное, для нас более полезно толковать эту притчу именно в таком смысле, потому что тогда она приобретает жизненно важное значение для каждого из нас. Нужно задумываться о своем личном спасении, а не думать о каких-то исторических, глобальных понятиях, недоступных нашему пониманию.
Вся проповедь
|