Неделя 27-я по Пятидесятнице (об исцелении скорченной)
Евангельское чтение
(Евангелие от Луки, 71 зачало, глава XIII, стихи 10-17)
В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.
Из проповедей, сказанных в разные годы.
|
Схиархимандрит Авраам (Рейдман) |
Будто бы простые евангельские слова, простое повествование. Но упрек Господа, обращенный к лицемеру, относится ко всем нам, потому что это и наш недостаток – забота исключительно о себе и своих близких, тот же самый эгоизм и безразличие к чужим людям. Истолковывая эти будто бы простые евангельские слова, мы словно начинаем видеть в Евангелии более глубокий смысл. В нашем толковании повествование как бы усложняется и становится более мудрым, но это не так, ибо ничто не может быть мудрее Евангелия. Простая форма еще не говорит о простоте содержания. Смысл евангельского повествования вообще и приведенных нами слов Спасителя в частности необыкновенно глубок, поскольку все, сказанное в Евангелии, жизненно, а выражено в простой форме для того, чтобы нам было понятнее. Толкователь вовсе не делает Евангелие более мудрым, – говорить так было бы почти кощунством – скорее он возводит людей, слушающих его, на высоту Евангелия, которое им самим недоступно по причине того, что благодать Божия еще не коснулась их и не просветила их разум. Поэтому святые отцы, истолковавшие Святое Евангелие (а я, как мне кажется, только на них и основываюсь, не говоря ничего своего), пользовались им не просто как поводом для рассуждений, как некой канвой для своих глубоких размышлений. Они, пребывая через чтение евангельских слов в глубочайшем созерцании, поистине видели сокровенный смысл Евангелия, который недоступен людям недуховным.
Вся проповедь
Потому будем разумно исполнять внешние добродетели, относясь к ним как к средству, которое должно привести нас к нравственному изменению. Тогда мы станем истинными христианами. Иначе, если мы не будем понуждать себя к такому отношению, то, подобно тем людям, которые противились Господу, устыдимся, когда другие начнут нас упрекать в том, что мы ходим в Церковь, а сами ругаемся и тому подобное. Разве мы не слышим такие упреки довольно часто, и, признаемся себе, разве они не вполне справедливы? Вот о чем нам нужно задуматься, чтобы не потерпеть стыда, как противникам Господа.
Вся проповедь
Таким образом, в наше время нарушением заповеди о субботе можно считать нарушение общепринятых в Православной Церкви или вообще в человеческом обществе норм. Мы должны снисходить к человеку и думать, что даже если он что-то и нарушит, чтобы получить таким образом какое-то облегчение и пользу, то мы только порадуемся за него, потому что и сами нуждаемся в снисхождении и можем оказаться в таком же, как и он, положении. В этой ситуации нам необходимо исполнить заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (см. Лк. 10, 27). Что это значит? Наш ближний – такой же человек, как и мы, ничем от нас не отличающийся, поэтому если мы думаем, что в чем-то лучше его, то это признак нашей гордости. Какие-то черты нашего характера представляются нам некими преимуществами, которые позволяют нам не любить ближнего и даже презирать его, потому что он якобы не достоин нашей любви. На самом же деле все люди совершенно одинаковы, а различия, которые кажутся нам значимыми, чрезвычайно ничтожны и даже, можно сказать, их не существует вовсе. Значит, если я люблю себя, то обязан любить и ближнего, если снисхожу к себе, то обязан во всем снисходить и к ближнему. Тогда, если с человеком происходит что-то доброе, я буду радоваться вместе с ним и не замечу его проступков, ни мнимых, ни действительных, потому что для меня они станут несуществующими; и неважно, нарушил ли что-то человек или исполнил, я буду всегда радоваться, если ему хорошо. Вот в таком простом чувстве по отношению к каждому человеку и состоит любовь к ближнему.
Вся проповедь
«И когда говорил Он это (когда Господь Иисус Христос обличал начальника синагоги и вместе с ним всех нас в лицемерии. – иг. А.) все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его» (ст. 17). «Все противившиеся Ему» – так и внутри нас есть много того, что противится Божественному Евангелию, противится Божественному повелению всех любить, относиться ко всем одинаково, ко всем снисходить, сострадать, сочувствовать. И все наши эгоистичные чувства: себялюбие, самолюбие, плотолюбие – должны также постыдиться, когда мы слышим эти евангельские слова, и, устыдившись, уйти из нашего сердца. Но чтобы всегда помнить о Господе Иисусе Христе и Его возвышенном Божественном учении, нам недостаточно выслушать Евангелие в воскресный день. Мы должны неустанно упрекать и обличать себя, назидать чтением Божественного Евангелия, более того – постоянно содержать в своем уме, в своей душе Самого Господа Иисуса Христа, непрестанно призывая Его в молитве Иисусовой. Когда мы почувствуем, что рядом с нами или даже в нас Сам Господь Иисус Христос, наш Всесвятейший Спаситель, тогда наше сердце начнет поневоле стыдиться любых нечистых, безбожных движений, которые противятся Его учению. Отвратительные, противоестественные, можно сказать, антихристианские чувства начнут покидать нашу душу, не терпя этого постоянного стыда от присутствия в нашей душе Господа Иисуса Христа, источающего из Себя святость, чистоту и совершенство. По мере очищения нашей души от страсти себялюбия и эгоизма мы все больше будем ощущать действительность присутствия в нашем сердце возлюбленного нами Господа Иисуса Христа. Тогда все доброе, что есть в нашем естестве, в котором добро смешано со злом, будет очищено, возвышено, сохранено действием Божественной благодати и, подобно народу, ликующему о великих делах, совершенных Господом Иисусом Христом, также возрадуется и возвеселится. Тогда на нас исполнятся слова святого апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес. 5, 16–18).
Вся проповедь
Прежде всего нужно осознавать, что в человеке, как бы сменяя друг друга, действуют три воли: Божественная, собственно человеческая и бесовская. Человеческая воля желает естественного покоя, допустим, насытиться, отдохнуть, жить комфортно. Бесовская воля всегда желает погибели человека. Божественная же всегда желает его спасения. Поэтому мы должны контролировать себя и определять, чью волю мы исполняем в данный момент. Для того чтобы это стало яснее, я нарочно приведу самые простые примеры. Так, естественное человеческое желание состоит в том, чтобы насытиться, а бесовское действие, примешиваясь к нему, выражается в объедении или нарушении поста. Естественное человеческое желание – отдохнуть, бесовское же – не пойти на службу, чтобы как следует выспаться в свой единственный выходной. Мы даже не замечаем этого. Божественное же действие всегда выражается в напоминании о евангельских заповедях или святоотеческих советах о том, как эти заповеди исполнить.
Рассуждая таким образом о своих внутренних стремлениях, находясь в постоянном трезвении над собой, научившись от святых отцов военному духовному искусству и облекшись с их помощью во всеоружие Божие, описанное апостолом Павлом, мы сможем противостоять козням дьявольским и отражать его раскаленные стрелы. Но если мы будем продолжать вести борьбу стихийно, неразумно и неорганизованно, как мы это делаем, то, конечно же, мы получим многочисленные душевные раны. И тогда дай нам Бог хотя бы избежать душевной смерти, то есть впадения в смертные грехи.
Вся проповедь
|