Неделя 28-я по Пятидесятнице (о званых на вечерю)
Евангельское чтение
(Евангелие от Луки, 76 зачало, глава XIV, стихи 16-24)
Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.
Из проповедей, сказанных в разные годы.
|
Схиархимандрит Авраам (Рейдман) |
Сегодня совершается память святых Праотец, то есть всех праведников, живших от сотворения мира до пришествия Христова, в особенности же тех, от которых по плоти произошел Христос. Об этих святых людях в Священном Писании говорится иногда очень кратко, например о великом праведнике Енохе: и ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его (Быт. 5, 24).
Вся проповедь
Сегодня за литургией мы слышали евангельское чтение, в котором Господь наш Иисус Христос изображает Царствие Божие в виде пира, ужина. Почему Господь использовал именно такой образ? Это объясняет предыдущий евангельский стих, который сегодня не читался. Некий человек, возлежавший с Господом за обедом, сказал Ему: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием» (ст. 15). Очевидно, что сказавший эти слова не понимал, что такое Царствие Божие. Как и многие другие израильтяне того времени, под Царствием Божиим он имел в виду царство Божией правды на земле, торжество божественного закона. Иудеи думали, что некогда возникнет государство, царствовать в котором будет Мессия – посланник Божий, и тогда исполнится все, что было обещано евреям через Моисея. Это обетование было выражено в образной форме, но евреи понимали его буквально, приземленно. Потому и этот человек сказал так просто и наивно, не понимая того, что Царство Божие – это наслаждение богообщением, познанием Бога.
Вся проповедь
«Сделал человек большой ужин и позвал многих» (ст. 16). Конечно же, в этой притче под человеком подразумевается Сам Бог, Который приуготовил большой ужин. Почему употреблен именно образ ужина? Ужином можно называть пир, совершаемый вечером. И действительно, Царство Божие будет даровано в конце времен, когда наступит вечер века сего. Под большим ужином понимается обилие благодати, славы Божией, утешения Божественного. Кроме того, пусть даже человек был призван к Божественному утешению за тысячу, за две тысячи лет до кончины мира или же в самом начале существования мира, тем не менее этот зов можно условно назвать ужином. Именно в конце жизни, переходя от временной жизни в жизнь вечную, человек получает от Бога награду за все свои труды.
Вся проповедь
|