Неделя 30-я по Пятидесятнице (об уповании на богатство)
Евангельское чтение
(Евангелие от Луки, 91 зачало, глава XVIII, стихи 18-27)
И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.
Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.
Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия,
и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.
Из проповедей, сказанных в разные годы.
|
Схиархимандрит Авраам (Рейдман) |
Для того, чтобы не повторить ошибки благочестивого князя, человека праведного, но нерешительного, мы должны вопрошать Господа и прислушиваться к Его советам. И вопрошание, и ответ, и средство к исполнению услышанного – все присутствует в краткой Иисусовой молитве. Когда мы обращаемся к Господу Иисусу Христу, Сыну Божию, невидимо, тайно присутствующему и в нас, и повсюду, и говорим Ему: «Помилуй мя грешнаго», мы тем самым задаем вопрос: что нам нужно сделать, чтобы наследовать жизнь вечную? В этих же словах Иисусовой молитвы содержится и ответ: необходимо непрестанно молиться и каяться, никогда и ни в чем не надеясь на себя. Я уже не говорю про земное преуспеяние, которое исчезает подобно тени или дыму. Даже праведность может стать препятствием ко спасению, если мы начнем ею гордиться и думать, что сделали «нечто». Покаяние, ненадеяние на себя и есть действительное исполнение этого Божественного, Богооткровенного изречения Спасителя «невозможное у человек возможно суть у Бога».
Вся проповедь
«Невозможное для человека, возможно для Бога». Поэтому-то святые отцы самой главной, важнейшей добродетелью считают молитву. В ней человек яснейшим образом осознает, что сам по себе он немощен и только умоляя Бога о помощи может исполнить Его заповеди, то есть сделать невозможное. Человек обременен грехом до такой степени, что похож на некое огромное, чудовищное животное, наподобие верблюда, и может избавиться, очиститься от этого бремени, стать способным к соединению с Богом только с помощью Божией. Те из вас, кто имеет хотя бы небольшой молитвенный опыт, понимают, что образ игольного ушка очень подходит для описания того, что испытывает человек, когда он пытается сосредоточиться. Человек старается «втиснуть» свой ум в слова молитвы, а тот никак не может в них поместиться, потому что обременен всевозможными впечатлениями и страстями. Но по мере очищения от всего постороннего, когда ум человека становится «голым», очищенным от всего внешнего, он становится способным проникнуть в слова молитвы, подобно тому как нить проходит через игольное ушко.
Вся проповедь
Этим я не хочу дать повод для уныния, но говорю, что мы должны понуждать себя Мы должны понуждать себя к тому, чтобы искренно надеяться на Бога, чтобы не отпасть от Него, а говоря конкретно – непрестанно молиться, непрестанно призывать Господа Иисуса Христа. Таким образом мы покажем, что надеемся не на себя, но на Бога. Поэтому молитва для православных христиан считается главнейшей добродетелью – матерью всех прочих добродетелей, потому что они рождаются от нее. Не надеяться на себя, а надеяться на Бога – вот в чем спасение, вот чего мы должны искать, вот чему мы должны учиться. И тогда при самых неблагоприятных, как нам кажется, обстоятельствах спасение станет для нас возможным. И наоборот, при самых, казалось бы, удобных для спасения обстоятельствах (допустим, в монастыре, где люди имеют уединение и свободу для духовной жизни) можно не достичь спасения, если надеяться на себя и забывать о Боге. Тогда сбываются эти страшные слова: «Человеку это невозможно». Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что молитва Иисусова – это добродетель, которая учит человека высшему виду смирения, ненадеянию на себя. Поэтому, с одной стороны, Иисусова молитва – это выражение ненадеяния на себя, с другой – именно она учит человека надеяться только на Единого Бога.
Вся проповедь
|