Неделя 18-я по Пятидесятнице (о чудесном лове рыбы)
Евангельское чтение
(Лк 17 гл.5 стихи 1-12)
Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.
Из проповедей, сказанных в разные годы.
|
Схиархимандрит Авраам (Рейдман) |
Кроме того, из сегодняшнего евангельского чтения можно извлечь еще и нравственный урок. Господь Иисус Христос творил чудеса во время Своего пребывания на земле среди апостолов и творит их сейчас не столько для того, чтобы принести нам телесную пользу, сколько для того, чтобы уверить нас в истинах Царства Небесного, в Своем Божестве, в вечной, блаженной или мучительной, жизни, в бессмертии нашей души. Он делает это так, чтобы нам было понятно. Бывают и в нашей жизни необыкновенные случаи. Например, человек тяжело заболел. Он обращается к врачам, не жалеет денег, если они у него есть, использует различные связи, чтобы найти хороших врачей, и прилагает все усилия к тому, чтобы исцелиться, но у него ничего не получается. Человек видит собственное бессилие, и тогда он вынужден прибегнуть к усердной молитве. И вдруг все меняется: появляется врач, который помогает ему, находится нужное лекарство, о котором, может быть, всем было известно и раньше, но почему-то не догадывались, что нужно именно оно. Человек получает помощь от других людей, и кроме него никто не понимает, что на самом деле совершилось чудо. Так же и здесь: кроме рыбаков-апостолов никто не увидел чуда, а просто думали, что поймали много рыбы, вот и все. Только они сами сознавали, что это оказалось бы невозможным, если бы не было благословения Божия, если бы Иисус Христос не приказал необыкновенным образом, чтобы рыбы повиновались людям. Будем же внимательны к себе и к чудесам Божиим, потому что часто Господь совершает их через посредство других людей, так, чтобы и не подать нам повода для гордости, и утвердить нас в вере, а может быть, и помочь, хотя это не самое главное. Когда волей-неволей мы перейдем в иную жизнь, даже только подойдем к границе между временным и вечным, тогда поймем, что все земные скорби и радости равнозначны переживаниям, которые человек испытывает во сне. Не потому, что наша жизнь – сновидение, а потому, что все земное в конечном счете окажется ничего не значащим, как и пережитое во сне – после пробуждения.
Вся проповедь
Итак, будем внимательны к действию в нас благодати. Проведенная аналогия не является надуманной, поскольку происшедшее однажды с апостолом Петром происходит с душой каждого человека. Ибо законы духовной жизни одинаковы, говорим ли мы о явном чуде, случившемся во времена земной жизни Спасителя, или о внутреннем, никому не известном чуде нашей души. Будем прислушиваться к Евангелию, будем внимательны к себе. Будем относиться к действию благодати в нашей душе так, как отнесся апостол Петр к чуду, происшедшему с ним, и тогда получим то благословение, какое получил он.
Вся проповедь
Ученики Господа Иисуса Христа, апостолы Симон Петр, Иаков и Иоанн Зеведеевы, которые, как сказано в Евангелии, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Спасителем, сами же первыми были уловлены в сеть евангельской проповеди. Так же и все мы, для того чтобы оказать помощь другим, должны прежде помочь самим себе, то есть добровольно, при помощи самопонуждения покориться евангельскому учению. И самому подчиниться евангельской проповеди и тем паче помочь другим покориться ей – это неизмеримо выше, чем повелевать и всем видимым миром. Настолько выше, насколько, как сказал Господь наш Иисус Христос апостолу Симону Петру, ловля человеков выше ловли рыбной.
Вся проповедь
|