Неделя 21-я по Пятидесятнице (притча о сеятеле)
Евангельское чтение
(Евангелие от Луки, 35 зачало, глава VIII, стихи 5-15)
Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Из проповедей, сказанных в разные годы.
|
Схиархимандрит Авраам (Рейдман) |
Итак, притчу о сеятеле нужно понимать не только в смысле вообще проповеди христианского учения и евангельских заповедей, но и в узком смысле – в смысле Иисусовой молитвы, которую мы должны хранить так, как учит нас Евангелие. И молиться мы должны так, как учит Евангелие, и жить так, как учит Евангелие, а не по своей логике, не по своему уму. Как в физическом, так и в духовном мире существуют свои непреложные законы. И если тот, кто попытается нарушить законы физического мира, только причинит себе этим лишнюю скорбь, а то и погибнет, так и тот, кто попытается в духовной жизни руководствоваться не евангельским законом, а своим собственным и изобретенным, обязательно падет. Поэтому будем жить, мыслить и чувствовать по Евангелию, ибо другого пути у христианина нет.
Вся проповедь
«А упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (ст. 15). Очень важно обратить внимание на последние слова: «приносят плод в терпении». Терпение совершенно необходимо как вообще при всякой добродетели, так и, в особенности, при занятии Иисусовой молитвой. Нам необходимо терпение, чтобы противостоять тем искушениям, о которых я сейчас говорил: суетности, страстности, безразличию. Мы должны противиться давлению дьявола и терпеть, а мы, если что-то у нас не получается, сразу оставляем дело. Не нужно думать, что в одно мгновение мы избавимся от искушения, – только в терпении мы можем принести сторичный, то есть обильный, плод.
Вся проповедь
Забота о земном более всего служит для нашего смирения, и потому будем отдавать ей то малое, что должно, а главное стремление души обратим к вечности. Все мы перейдем порог между жизнью и смертью, и нам прежде всего нужно каждый день думать именно о вечной жизни и о том, что ждет нас за гробом. Позаботимся же о том, чтобы слово Божие в нас принесло плод для вечной жизни и стало горчичным зерном, о котором говорит Спаситель в другой притче (см. Мф. 13, 31–32)! Тем малым зернышком, которое, став огромным деревом, сможет укрыть нас от зноя страстей и будет для нас как бы райским деревом жизни в Божественном Эдеме.
Вся проповедь
«А упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (ст. 15). Очень важно хранить слово в сердце добром и чистом, то есть подобном доброй почве, чистой от терния, и приносить плод в терпении. Иные люди действительно с радостью принимают слово Божие, но когда приходит время потрудиться, когда необходимы усердие, терпение и понуждение себя, тогда они остывают и становятся теплохладными, безразличными. И поэтому Господь наш Иисус Христос говорит, что только тот, кто будет в терпении трудиться над словом Божиим, принесет сторичный плод. «Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (ст. 15) Не только тот, кто находится пока вне Церкви, должен напрягать свой слух, чтобы правильно понять слово Божие, но и мы, ученики Христовы, также должны приложить усилие, чтобы действительно услышать слово Божие, услышать его внутренним слухом, сердцем, чтобы наше сердце почувствовало что-то, поколебалось, ожило, перестало быть каменным и безразличным. Если мы тбк услышим слово Божие, если оно прикоснется к нашему сердцу и по-настоящему затронет нас, тогда только мы воистину сможем принести Господу Богу плод, как в этой жизни, так и в будущей.
Вся проповедь
|