Неделя 26-я по Пятидесятнице (о неразумном богаче)
Евангельское чтение
(Евангелие от Луки, 66 зачало, глава XII, стихи 16-31)
И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,
и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, -- не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться:
душа больше пищи, и тело - одежды.
Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?
Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть?
Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?
Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.
Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!
Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь,
потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том;
наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам.
Из проповедей, сказанных в разные годы.
|
Схиархимандрит Авраам (Рейдман) |
Если нам понятно, что человек, имеющий большое богатство, думает о том, как его сохранить, сберечь и приумножить, то почему мы не понимаем того, что мы должны так же приумножать наше духовное богатство? Почему мы имеем скромные притязания в духовном отношении и необыкновенно сильное желание земного благополучия? Подумаем об этом, опомнимся и начнем истинное стяжание, истинное приобретение сокровища в Боге, которое делает человека богатым во веки веков.
Вся проповедь
Таким образом, мы будем постепенно накапливать духовное богатство, которое, несомненно, ощутим в своей душе. Если мы в чем-нибудь согрешим, то тут же это увидим, почувствовав некий убыток, и станем выяснять, почему мы его потерпели, подобно деловым людям, которые стараются вести свои дела так, чтобы не иметь убытков совсем или хотя бы свести их к минимуму, и из всего извлекают прибыль. Так должны поступать и мы в отношении Божией благодати, тогда мы и будем богатеть в Боге, богатеть духовно. Изо дня в день, из года в год это духовное сокровище будет накапливаться и к неизбежному моменту смерти мы придем уже приобретя некое богатство, которое, хотя мы и называем его богатством в Боге, пребывает в нашей душе. Таким образом, духовный человек обретает Бога, Творца всего внутри своего сердца, а все земное, материальное, остается вне его.
Вся проповедь
Кроме того, молитва Иисусова обостряет наше духовное зрение, она побуждает нас рассматривать себя, чтобы научиться определять, что происходит в нашей душе. Она делает нас из духовно слепых духовно зрячими, и мы своим духовным оком, то есть умом, видим, что с нами происходит. В первую очередь, как я уже говорил, мы видим в себе умножение или оскудение благодатного мира Христова. Без молитвы Иисусовой бывает трудно и приобрести этот мир, и сохранить его, трудно и покаяться в его потере. Поэтому ощущение неземного покоя в душе есть главный признак, а молитва Иисусова – главное орудие приобретения духовного богатства.
Вся проповедь
|