Неделя 20-я по Пятидесятнице (о воскрешении сына наинской вдовы)
Евангельское чтение
(Евангелие от Луки, 30 зачало, глава VII, стихи 11-16)
После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.
Из проповедей, сказанных в разные годы.
|
Схиархимандрит Авраам (Рейдман) |
Не будем бояться не верить тому, что противоречит Евангелию! Не будет нам никакой пользы от таких знаний. Конечно, бывают ситуации, когда человеку приходится знакомиться с теми или иными научными открытиями и использовать их в работе. Но и тогда нельзя ставить научное знание (считая его как бы объективным, а не человеческим) над христианством, над Евангелием, потому что это уже идолопоклонство. Разве научное знание не от людей исходит? Почему же мы ставим его выше Евангелия, доказанного великими чудесами и преподанного тоже через людей, но не составленного путем умозаключений и догадок, а данного по Божественному откровению? Не будем бояться быть христианами во всех отношениях, в полном смысле слова, потому что доказательством нашей веры являются не человеческие рассуждения, но дела. И дела столь великие, что, по словам Спасителя, таких дел никто от сотворения мира никогда не творил (см. Ин 15, 24).
Вся проповедь
Наша вера, как говорит апостол Павел, укрепляется от слышания. Вера вообще возникает от слышания (см. Рим. 11, 17). Конечно, мы не можем слышать проповедь апостолов непосредственно, как слышали ее их современники, но через Евангелие мы имеем возможность ознакомиться с их учением, потому что евангельское повествование – это, собственно, и есть апостольская проповедь. Читая Евангелие, нужно стремиться к тому, чтобы живо, естественно и просто воспринимать описываемые в нем события. Осмелюсь привести такой пример. Когда мы, допустим, читаем в газете о каком-нибудь преступлении, то возмущаемся жестокостью и лукавством преступников, а иногда – бездействием и беспомощностью властей. Происшествие, о котором мы узнаем, вызывает в нас живые чувства возмущения или страха, потому что это случилось рядом с нами, это событие из той жизни, которая нас окружает. А евангельские события кажутся нам далекими по той причине, что мы не понимаем, какое значение имеет для нас Евангелие. Надо воспринимать Евангелие живо, естественно, просто, ведь читая, например, жития святых, мы часто умиляемся: иногда выступит слеза, иногда возникнут чувства радости, покаяния или сострадания подвигам мучеников. Почему же при чтении Евангелия трудно испытать такое? Потому что оно далеко от нас, мы не понимаем, что оно имеет непосредственное отношение к каждому из нас, нам кажется, что Евангелие – это Благая Весть, обращенная вообще ко всем людям, а не конкретно к нам.
Вся проповедь
Вся наша нравственность основана на вере. Если наша живая вера будет остывать, то одновременно с этим мы начнем становиться безразличными и к исполнению заповедей, хотя, может быть, будем все понимать и правильно относиться к нравственному учению Спасителя. Если же мы будем иметь веру, по силе подобную той, какую приобрели свидетели чуда воскресения из мертвых сына наинской вдовицы, то есть когда мы исполнимся благоговейного страха и будем прославлять Бога, тогда самая трудная заповедь станет для нас исполнимой. Нарушить заповедь станет для нас делом немыслимым, мы просто не сможем этого сделать из-за чувства благоговения или страха наказания. Если же мы не испытываем этих чувств, значит, у нас нет той сильной веры, которая поддерживала бы нас и укрепляла в исполнении заповедей. От силы веры зависит и усердие в нравственном отношении, поэтому будем заботиться об укреплении нашей веры, не станем пренебрегать (как, к сожалению, мы часто делаем) одним из самых могущественных средств к достижению этого – усердным, внимательным, обильным чтением Божественного Евангелия.
Вся проповедь
|