Неделя 25-я по Пятидесятнице (о милосердном самарянине)
Евангельское чтение
(Евангелие от Луки, 53 зачало, глава X, стихи 25-37)
И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
Из проповедей, сказанных в разные годы.
|
Схиархимандрит Авраам (Рейдман) |
Мы не должны себя оправдывать, будто мы не любим кого-то потому, что любить его не за что. Он наш ближний, потому что нуждается в нашей помощи, в чем бы она ни выражалась. Он наш ближний уже потому, что так заповедовал Спаситель. И никакого извинения в нарушении заповеди у нас быть не должно. Нужно иметь такую жизненную установку: мы обязаны исполнять евангельские заповеди (хотя бы потому, что нас по ним будут судить). И неважно, препятствуют обстоятельства их исполнению или благоприятствуют, достоин человек, по нашему мнению, чтобы ему делали добро, или не достоин. Если мы станем вести себя таким образом, то даже при многократных преткновениях, при неполном, неискреннем исполнении Божественных заповедей, у нас, по крайней мере, появится покаяние и смирение. Увидим, что виноваты мы сами.
Вся проповедь
Казалось бы, ответ уже дан, все ясно, притча закончена и окончательно объяснена самим законником. Но Господь еще добавляет весьма значительные и важные, может быть, самые важные, самые главные слова. «Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (ст. 37), то есть поступай, как самарянин. Оказывай милость людям нуждающимся в тебе, даже если они к тебе заведомо относятся с презрением, считают тебя врагом, чужим человеком. Ты же, оказывая помощь всякому человеку, делаешь его своим ближним, и кто им станет, зависит от твоей собственной любви. Если твоя любовь деятельна, не просто присутствует в душе, но выражается в определенных, ощутимых делах, простирается на других людей, значит, ты их любишь, ты ближний этим людям и они твои ближние. Насколько широко ты распространишь эту любовь на людей, настолько много у тебя будет ближних. И если ты окажешься сильным духом до такой степени, что сможешь, как некоторые подвижники благочестия Православной Церкви, охватить этой любовью все человечество и даже умерших и еще не родившихся людей, то все люди будут твоими ближними. Некоторые угодники Божии молились за весь мир, и это был тяжкий подвиг. Иные жертвовали собой ради проповеди Евангелия, как это прежде делали апостолы. Если люди видят перед собой нуждающегося и действительно приступают к нему, вникая в его нужды, то потом уже не могут ему не сочувствовать и находят много разных способов помочь.
Вся проповедь
|