Неделя 29-я по Пятидесятнице (об исцелении десяти прокаженных)
Евангельское чтение
(Евангелие от Луки, 85 зачало, глава XVII, стихи 12-19)
И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
Из проповедей, сказанных в разные годы.
|
Схиархимандрит Авраам (Рейдман) |
Итак, братья и сестры, сделаем усилие над собой и вернемся к Спасителю – конечно, не в том смысле, что отвратимся от храма Божия и будем молиться только внутренне. Но мы вышли изнутри себя, когда каялись и созерцали свои грехи и как бы только издалека взирали на Господа, желая прощения. Вернемся вновь внутрь себя, теперь уже со смелостью и дерзновением приблизимся к Господу Иисусу Христу и соединимся с Ним духом. Это то поклонение и благодарение, какие каждый истинный христианин должен воздать Богу. Не будем говорить, что Иисусовой молитвой необходимо заниматься только монахам. Да, конечно, монашествующие имеют больше возможностей для упражнения в этой добродетели, но и любой мирянин, и одинокий и состоящий в браке, к деланию Иисусовой молитвы и всех прочих добродетелей не имеет никаких преград, кроме нечистой совести. Все остальное, если совершается согласно нравственному учению Церкви, не может служить препятствием – ни суета, ни брачные отношения, ни что-либо иное. Святитель Симеон Солунский говорит, что всякий христианин: и епископ, и священник, и монах, и мирянин, и даже дети – все должны упражняться в Иисусовой молитве и в течение дня по возможности непрестанно сохранять ее. В особенности необходимо выделить какое-то удобное время, в которое человек ничем не развлекается, чтобы посвятить его занятию молитвой Иисусовой. Об этом говорили многие святые отцы Церкви.
Вся проповедь
Каждый из нас желал бы быть твердо уверенным в том, что он будет помилован Богом, что он будет спасен, но мы живем в неведении в отношении этого определения. Неведение это чаще всего бывает нам полезно, чтобы мы не впадали в нерадение. Те же редчайшие люди, которые сподобляются такого уведомления от Бога, являются великими избранниками Божиими. Самарянин сподобился такого уведомления: «Вера твоя спасла тебя». И обратите внимание: иудеи привели его к Господу Иисусу Христу еретиком, имеющим неправую веру, а он, получив исцеление, вернулся к Господу и обрел веру истинную, спасительную, тогда как эти несчастные люди такой веры не имели и не сумели правильно возблагодарить Бога. Формально они исполнили закон Моисеев, однако на самом деле оказались чужды закона Божия. Так бывает и в нашей жизни: мы помогаем некоторым людям прийти к вере, а они потом оказываются лучше нас. Мы должны помнить, что помочь нашим друзьям и близким прийти к Богу, к Церкви – это не значит стать их спасителями, потому что они могут пойти дальше нас, могут преуспеть больше, быть более последовательными и ревностными. А мы останемся в своем обычном тепло-хладном состоянии.
Вся проповедь
Кровоточивая женщина подошла к Господу и незаметно прикоснулась к Его ризе. И Господь исцелил ее Своим Божественным действием, может быть, по-человечески действительно не зная или же, делая вид, что не знает, что Он творит чудо. Исцелил ее Своим божественным действием по человечески как бы не зная или делая вид, что не знает, что Он творит чудо. Когда же эта женщина перед всеми людьми призналась в своем исцелении, тогда Он сказал ей: «Вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей» (Мк. 5, 34). Да, Господь подтвердил, что она выздоровела, но ведь это произошло еще раньше, чем Он сказал ей: «Вера твоя спасла тебя». Значит, одна вера – та, которая дарует исцеление, и другая – та, которая спасает человека.
Вся проповедь
|